Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
Соцсети полезны для здоровья
Большая часть списка друзей в вашем профиле социальной сети – личные знакомые, живущие в вашем городе, или виртуальные «френды» по всему миру? От того, какие связи – на коротких расстояниях (тогда сеть складывается из кластеров) или на дальних расстояниях (связи располагаются в случайном порядке) – преобладают в онлайн-общении, зависит механизм и степень эффективности передачи информации, выяснили американские ученые. За модель была взята передача информации об эффективном здравоохранении в двух типах сетей.
В отличие от болезни, которая эффективно распространяется при контакте на дальних расстояниях, правильные модели поведения лучше распространяются при близких контактах.
Например, болезнь легко попадает в заокеанское сообщество, если хотя бы один «эмиссар» совершит трансатлантический перелет, а модель поведения передается только через постоянные близкие контакты групп людей (см. рисунок). Исследование публикует Science.
Это противоречит «бытовому здравому смыслу». Казалось бы, социальная сеть, позволяющая прямые контакты на больших расстояниях, должна повышать осведомленность ее участников. Однако пользователи перенимают информацию лишь от близких соседей, используя социальную сеть для более частого общения с людьми, которых они и так хорошо знают.
Основная причина – одного совета недостаточно, чтобы человек преодолел свои врожденные привычки. Если такой совет поступает «из-за океана», человек пренебрегает им. А при распространении информации в ограниченном кластере рекомендация приходит пользователю сразу от нескольких друзей и кажется ему более авторитетной, мотивирует его изменить себя.
«Около 35 лет в социальных науках считается, что чем более далекие контакты существуют в сети, тем быстрее в ней будет распространяться информация. Нам удалось обнаружить, что такая связь существует не всегда», – объяснил автор работы Деймон Сентола, профессор Массачусетского технологического института.
Для проверки своих гипотез Сентола провел серию экспериментов с помощью созданной им социальной сети, посвященной проблемам здоровья. Сеть состояла из 1528 человек, их профили содержали информацию о состоянии здоровья и приоритетах в здравоохранении. Люди со схожими приоритетами числились друг у друга в друзьях и получали по электронной почте уведомления, что «собрат по здоровью» обновил свой профиль, внеся данные о новом опыте в системе здравоохранения.
Сеть была подразделена на две подсети. В одной из них (на рисунке справа) участники связаны беспорядочно – общих друзей у каждого из них мало. Вторая (на рисунке слева) была сложена из кластеров, где люди по большей части общаются в определенном кругу (что соответствует обычному общению круга университетских знакомых или коллег по работе в социальной сети). В течение нескольких недель были проведены шесть отдельных экспериментов, показавших степень эффективности передачи информации в первой и второй подсети. Система отслеживала, участники какой из подсетей проявят больший интерес к регистрации на форуме, предлагающем рейтинги сайтов о здоровье.
В итоге «заразились» этой моделью поведения 54% пользователей кластерной подсети и лишь 38% пользователей «случайного» сегмента.
Скорость передачи информации в кластерной сети также была в разы больше. «Кластерные» пользователи оказались более преданными: только 15% зарегистрировавшихся на форуме вместе с одним из «собратьев» вернулись на него, тогда как более 30% пришедших туда с двумя друзьями и более 40% пришедших с тремя повторили визиты.
«Болезнь передается уже при единичном контакте, а вот сведения о том, как вести себя, чтобы не заболеть (например, пойти в больницу и сделать прививку), усваиваются человеком только после нескольких информационных контактов», – подытожил автор работы.
Он считает, что эти данные нужно использовать организациям, занимающимся здравоохранением, в том числе для пропаганды здорового образа жизни в социальных сетях.