Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
Неприхотливые герои
Сегодня первый учебный день не только у школьников, но и у студентов, которые, как считается, уже получили первую «путевку в жизнь», освоив программу средней школы. Правда полноценными взрослыми их тоже не назовешь: в большей степени их жизнь пока надежды на будущее.
Причем будущее не такое уж и далекое: в отличие от сегодняшних первоклассников, у них не будет 10 лет, чтобы подождать изменения ситуации в стране. Что же ждет сегодняшнего студента, обучающегося по технической специальности, то есть формально уже отказавшегося от какого-либо «выгодного» гуманитарного образования, открывающего ему путь к государственной службе или позиции в банке?
«Он уже сделал неверный выбор», – говорят сегодняшние реалии. Техническое образование и надежды, связанные с ним, сегодня, скорее, отмирающий пережиток привитых родителями понятий о престиже инженерных и научных специальностей, приказавшем долго жить уже 20 лет назад.
Какие же реальные перспективы у современного студента, поступившего в вуз с четким намерением заниматься наукой и с верой в то, что он найдет ту самую, уникальную, хорошую российскую лабораторию? Скорее всего,
его научная работа начнется уже во время обучения, и уже на старших курсах он самостоятельно ознакомится со всеми проблемами современной научной инфраструктуры: бюрократизированностью организационных вопросов, безденежьем, консерватизмом облеченных полномочиями старших коллег, закулисной «мышиной возней» при дележе грантов.
Захочет ли он существовать в этой среде? Возможно, 2–3 лет опыта такой работы будет достаточно, чтобы попрощаться с лабораторией после защиты диплома и искать работу, причем скорее всего не по специальности (перепроизводство технических специалистов в России не новость, а зарплаты в этом секторе невысоки).
Есть и другой сценарий. За те самые несколько лет работы студент успел побывать на одной-двух международных конференциях, где увидел людей и узнал, что есть наука, которая живет по-другому. Причем его опыт работы и образование пока (пока еще преподает в университетах профессура старой закалки!) позволяют найти неплохую позицию аспиранта за рубежом. Не стоит думать, что поехать учиться можно только в Европу и США. Иностранных аспирантов приглашают даже в Университет имени короля Сауда и зарплату (то бишь стипендию) предлагают очень неплохую. Этот расклад хорошо известен и очень печален: последний Филдсовский лауреат Станислав Смирнов как раз уехал на стадии Ph.D. (выполнения диссертационной работы), а не после защиты, а словосочетание «утечка мозгов» уже провоцирует оскомину.
И вот третий случай:
молодой ученый – патриот и убежденный сторонник научной карьеры в России.
Стоит ли говорить, что его аспирантство – это дополнительные три года безденежного студенчества минус льготы, которых аспирант уже лишен. В перспективе Министерство науки и образования планирует увеличить срок аспирантуры на год, однако сытости молодым ученым это не прибавит: на горизонте 2011 год, когда стипендию повысят аж до 2500 рублей. По окончании трех-четырех лет работы в качестве идеально мотивированной бесплатной рабочей силы молодой ученый обретает желанную степень и … сталкивается с проблемой нехватки ставок! Теперь он оказывается перед тем же выбором, что и после университета, но возраст уже не тот – наличие или планирование семьи диктует свои условия, прежде всего материальные. Сколько энтузиастов пройдет и это сито? Наверняка совсем немного.
Вот эти энтузиасты и составят костяк будущего нашей науки – и в лабораториях, где грантов нет, и в лабораториях, где гранты пока есть и работа идет вовсю, однако в любой момент всё может закончиться из-за изменения правил финансирования либо с формулировкой «продолжение проекта не предусмотрено», как это прописано в правилах распределения «мегагрантов» для ученых-возвращенцев.
Итак, портрет нашего молодого ученого:
человек, который готов пожертвовать социальным статусом и материальным благополучием ради науки, а также отказывается от больших научных перспектив за рубежом из патриотизма или по свои личным соображениям.
Не узнаете? Это же Григорий Перельман – идол и пример, следовать которому предписал премьер-министр Владимир Путин общему собранию Российской академии наук в мае этого года. Однако этот образ не создан единичным указанием политика. Его рамки объективно обоснованы действительностью. Его автор – жизнь.