Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Мона Лиза улыбается слоями

Пока не изобретена машина времени, которая могла бы стать арбитражным методом любых исторических и археологических исследований, ученые продолжают бороться с тайнами прошлого косвенными методами. В случае произведений искусства работа по «расшифровке» исторической канвы становится особенно сложной: отбор проб на физико-химический анализ материалов, использованных художником (они, в свою очередь, могут многое рассказать о технике мастера и об эпохе, в которую он жил), осложнен или невозможен.

Тем не менее современные методы исследования развиваются стремительно и позволяют исследовать вещество неинвазивно, без обязательного отделения образца. Пользуясь этим, ученые из реставрационной службы музеев Франции в сотрудничестве с Европейским синхротронным центром и при поддержке Лувра провели детальное исследование главного шедевра главного французского музея – «Моны Лизы» Леонардо да Винчи, а также других работ художника.

Химики утверждают, что определили состав и структуру лака, который использовал Леонардо и который делает его картины столь совершенными.

Их работу публикует Angewandte Chemie.

Музей Лувра обладает самой обширной коллекцией работ Леонардо (в конце жизни итальянец переехал во Францию под покровительство короля Франциска I, умер художник в Амбуазе). Помимо «Моны Лизы» там находится последняя работа художника – «Иоанн Креститель», а также «Мария с Младенцем и святой Анной» – ранняя версия «Мадонны в скалах».

Знаменитая техника сфумато, благодаря которой в работах Леонардо «чувствуется» воздух, как бы легкая дымка, была изучена методом рентгенофлуоресцентной спектроскопии. Физико-химический анализ показал, что Леонардо наносил лак слоями толщиной 1–2 мкм. Сфумато не только результат гения художника, но и плод технических инноваций начала XVI века.

Ученые сконцентрировали свое внимание на изображениях лиц на картинах. Они изучили состав и толщину каждого слоя краски на девяти лицах (включая лицо Моны Лизы), написанных Леонардо за 40 лет работы.

Для создания теней на лице художник также использовал специфическую технику нанесения слоев краски.

Сверхтонкие слои наносились один за другим, а общая толщина живописного слоя не превышала 30-40 мкм.

Сочетание слоев разной толщины и цветности создает объем на картине, дымку, растворяющую контуры, и делает их таким реалистичными, считают химики.

Тем временем российские ученые в своих изысканиях пошли еще дальше. Они предлагают создавать сотни и тысячи идентичных копий «Моны Лизы» с помощью нанесения масляных красок лазером. Метод ограничен лишь качеством первоначального сканирования картины и недостатком финансирования российской науки, объясняет его автор, лауреат Государственной премии СССР, главный научный сотрудник Физического института им. Лебедева РАН.

«Само устройство, прибор, пока не существует. Проведены эксперименты, доказывающие возможность существования такого оборудования. Опубликованы научные статьи, есть даже два патента. Принцип работы устройства такой же, как у принтера, только там переносятся жидкие чернила, а наш прибор мог бы переносить вязкие вещества, такие как масляные краски или даже твердые частицы», – рассказал Насибов «Газете.Ru».

Таким образом

можно не только создавать копии картин маслом, но и переносить на подложку фрагменты микроустройств, например микробатареи.

При этом изображение можно воспроизводить с очень высоким разрешением, подчеркнул ученый.

«Размер одного субпиксела определяется разрешением оптической системы. Поэтому (при наличии специальной оптики) лазерное излучение можно сфокусировать до очень малой величины. Отдельные субпикселы могут иметь размер в 20 мкм, и восприятие цвета будет практически таким же, как и при смешивании красок», – добавил он.

Однако для осуществления этой емкой научной работы нужны соответствующие приборы, технологии, нужно финансирование. Сколько денег необходимо для создания «русской Моны Лизы», физик объяснить затруднился.

«Точно не знаю, но суммы достаточно внушительные. Это не 300–400 тыс. рублей, которые сейчас обычно получают по грантам научные группы», – пояснил Насибов.

Что ж, возможно, этот проект привлечет иностранных инвесторов, и точные копии шедевров можно будет без помех и ограничений изучать в лабораторных условиях синхротронных центров всего мира.