Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
Халтура для ученых
Накануне вечером в СМИ появились сообщения, что лидер ЛДПР Владимир Жириновский предлагает создавать русские научные центры в США. Об этом он рассказал после встречи президента Медведева с руководством парламентских партий.
«Там много наших специалистов, которые не хотят возвращаться, так как не закончили свою работу, – пояснил Жириновский. – Но они могут выполнять работу, которую мы им зададим». «В результате у нас появится готовая площадка, а часть работ мы будем финансировать», – отметил лидер ЛДПР.
По его словам, соответствующие договоренности уже есть с руководством штата Колорадо.
Безусловно, предложение Жириновского по своей масштабности и рядом не стоит с памятным «омовением сапогов в Индийском океане», и в том виде, в котором оно прозвучало из уст лидера ЛДПР, вряд ли когда-нибудь будет реализовано.
Хотя бы потому, что никогда США не позволят создать на своей территории с использованием своего оборудования чужой полноценный научный центр.
Представим, как выглядело бы здание с надписью Russian Scientific Centre, расположенное где-нибудь в штате Колорадо. Слабо верится, что в этом здании будет находиться американское оборудование (компьютеры, аппаратура, реактивы и т. п., в зависимости от специализации научного центра) и на этом оборудовании, созданном и установленном за счет США, будут работать проживающие в Штатах граждане России, причем делать они это будут на благо именно России. Американцам это явно ненужно, потому что у них полным-полно своих подобных центров (и в них, кстати, порой успешно работают российские специалисты). России же строить научный центр в другой стране, тем более расположенной так далеко, явно нерентабельно. И нет сомнений, что данный расклад справедлив как для фундаментальной науки, так и для «технологий».
Но может быть, Жириновский имел в виду вовсе не отдельный научный центр в отдельно стоящем здании, а некий координационный центр? Мол, где-то в Колорадо находится комната с надписью Russian Scientific Centre, там находится руководитель центра, который держит связь с работающими в США россиянами и, как выразился председатель ЛДПР, поручает им выполнять работу, которую задает Родина. Соответственно, каждый ученый делает то, что может, опять-таки на американском оборудовании.
Возможно ли такое? Безусловно, нет.
Для работающего в США российского специалиста данная деятельность будет своего рода халтурой для свободного времени, потому что в первую очередь он будет выполнять основную работу – заказ американцев.
Да и американская сторона, памятуя о своих целях (и это логично и правильно) не позволит своему сотруднику просто так заниматься посторонней деятельностью в ущерб основной.
Впрочем, выражение «просто так» в предыдущей фразе здесь ключевое.
Если американская сторона будет получать выгоду от такого сотрудничества с Россией, то оно вполне может иметь право на существование.
Важные результаты международного научного сотрудничества постоянно публикуются в заметках отдела науки «Газеты.Ru» – именно оно подразумевается, когда мы употребляем выражение «международная группа ученых». Помимо локальных научных групп существуют и крупные международные научные центры – тот же Европейский центр ядерных исследований (CERN), где расположен Большой адронный коллайдер, или же обсерватория Мауна-Кеа на Гавайях, обладающая крупнейшими в настоящее время телескопами.
Подобные центры явно не то, что имел в виду Жириновский.
Но в свете известных проблем российской науки, о которых говорилось и еще будет говориться не один раз, участие отечественных ученых в подобных проектах – это путь для возвращения былых традиций. Только нужно, чтобы в самой России осознавали, что рациональнее опубликовать три статьи на английском языке и одну на русском, чем наоборот, и лучше провести одну работу за границей на современном оборудовании, чем трудиться над пятью исследованиями на устаревшей отечественной аппаратуре.