Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
«Мы все станем частью машины»
Технический прогресс привел не только к тому, что в мире появились компьютеры, мобильные телефоны и другие электронные прелести жизни, но и к появлению вредоносных вирусов. Например, в мире широко используется метод радиочастотной идентификации (RFID). На его основе созданы современные охранные турникеты, системы защиты товара в магазинах от кражи, бесконтактные смарт-карты и системы слежения за перемещениями домашних животных. То, насколько подобные системы являются уязвимыми, продемонстрировал доктор Марк Гэссон из Школы проектирования компьютерных систем при университете Рединга (Великобритания).
Ученый взял микроэлемент RFID последнего поколения (то есть большой степени защиты) и записал на него вирус. После этого он вживил этот чип себе в левую руку.
Наличие этого чипа позволило ему без всякого пропуска преодолеть охранную систему в своем же университете и получить доступ к своему мобильному телефону без введения PIN-кода.
Гэссон представит свои результаты широкой общественности в июне, когда выступит на международном симпозиуме Института инженеров по электротехнике и радиоэлектронике (IEEE) в Австралии. Эта общественная некоммерческая ассоциация профессионалов была создана в 1884 года и объединяет почти 400 тысяч человек из 170 стран. Институту принадлежит треть всей мировой технической литературы, касающейся применения радиоэлектроники, компьютеров, систем управления и электротехники. В России существует три секции IEEE – Сибирская, Северо-Западная (Санкт-Петербург) и Центральная Российская (Москва), в которых в общей сложности работают 1500 человек.
Результаты своего эксперимента, представленные общественности пока лишь в пресс-релизе университета, Гэссон объясняет тем, что микроэлектроника по ходу развития становится всё более уязвимой для вирусов. «Наше исследование показывает, что технология разработки имплантов достигла точки, когда чипы обрели способность общаться между собой и манипулировать хранящимися на них данными, – заявил первый в мире человек, «зараженный» компьютерным вирусом. – Импланты представляют собой мини-компьютеры.
Это означает, что они, как и большие компьютеры, могут быть заражены вирусами.
Рост технологий должен идти так, чтобы все импланты, в том числе и медицинские, можно было безопасно использовать в будущем».
Вместе с этим Гэссон полагает, что его эксперимент может как раз стимулировать развитие медицинских имплантов, например кардиостимуляторов, кохлеарных имплантов (эти устройства предназначены для протезирования слуха) и других приборов, призванных улучшить здоровье людей. «Если мы найдем вариант улучшения памяти или IQ, существует реальная возможность, что люди захотят пройти подобную процедуру», – полагает британский ученый. Кроме того, Гэссон напомнил, что подобная технология используется, например, в США, где существуют «браслеты медицинской помощи». Они содержат в себе историю болезни пациента, что может облегчить оказание помощи, если больной, к примеру, потерял сознание в общественном месте.
«Заразив наш имплант компьютерным вирусом, мы продемонстрировали возможности современных технологий и проблемы завтрашнего дня, – заявил Гэссон. – Как многие люди с имплантами, походив с ним, я почувствовал, что это часть моего тела. Интересно быть первым человеком, зараженным компьютерным вирусом. Но при этом испытываешь удивительные чувства, когда понимаешь, что имплант хоть и тесно связан с тобой, может делать что-то, чего ты не можешь контролировать.
Считаю, что необходимо признать: наш следующий эволюционный шаг будет состоять в том, что мы все станем частью машины с целью укрепления себя».
Комментируя для BBC результаты эксперимента британского ученого, профессор Рафаэль Капурро из немецкого Института информационной этики Штайнбайс-Трансфер назвал работу интересной, но обратил внимание на серьезные последствия, которые могут возникнуть в случае, если кто-то посторонний получит доступ к вживленным имплантатам. В 2005 году профессор Капурро участвовал в исследовании, проведенном по заказу еврокомиссии, целью которого было понять направление развития технологий имплантатов и возможные злоупотребления ими.
«С этической точки зрения наблюдение за имплантатами может иметь как положительный, так и отрицательный характер, – говорит Рафаэл Капурро. – Наблюдение может быть медицинской необходимостью, но, если кто-то захочет навредить вам, это может стать проблемой».
Капурро также отметил, что следует очень внимательно относиться к тому, что имплантаты с возможностью внешнего слежения могут начать использоваться и без медицинских показаний.