Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
«Люди умирали прямо в полях»
Текущее извержение вулкана Эйяфьядлаёкудль в Исландии кажется поистине серьезным стихийным бедствием из-за транспортного коллапса в Европе, которое оно спровоцировало. Между тем это далеко не самые страшные последствия, которые приносили в жизнь человечества вулканы вообще и вулканы Исландии в частности. Главный урок, который Европа должна извлечь из этого события, – необходимость подготовки к сейсмическим событиям, которые могут оказаться куда более серьезными, считает вулканолог, профессор британского Открытого университета Стивен Селф.
Он изучал знаменитое извержение исландского вулкана Лаки, которое произошло в 1783 году, длилось 8 месяцев и привело к похолоданию и голоду в Европе в 1784 году.
Тогда в атмосферу Земли было вброшено куда больше пепла, чем на данный момент – пепел присутствовал во второй половине 1783 года над большей частью территории Евразии.
И Лаки, и Эйяфьядлаёкудль относятся к щитовым вулканам и извергаются по так называемому гавайскому типу, когда извержение происходит не из отдельного кратера, а через длинные разломы в рифтовой зоне. В случае последнего извержения Лаки длина разлома составила 25 км. Кроме того, куда более опасным был и химический состав газов, испускаемых вулканом. Если о какой-либо угрозе Эйяфьядлаёкудля с этой точки зрения не сообщалось, то Лаки и его сосед Гримсвотн вбросили в атмосферу ядовитые соединения фтора, а также диоксид серы. При взаимодействии с атмосферной влагой эти соединения делают дожди кислотными и очень опасными. Из диоксида серы может образовываться серная кислота, а плавиковая (фтороводородная) кислота, например, даже способна разъедать стекло. Совокупность этих событий уничтожила поголовье скота, пастбища и до четверти населения Исландии.
«Ядовитый туман тогда достиг и материковой Европы. Он прошел над Британией, югом Норвегии, переместился к Парижу и Риму. Люди умирали прямо в полях, скот страдал от ожогов и респираторных отравлений, посевы увядали», – рассказывает Селф.
Аэрозоли изменяли распределение цветов видимого спектра Солнца, и оно через дымку выглядело кроваво-красным.
Последствия извержения вулкана Лаки в Европе сохранялись около двух лет. Две зимы были аномально холодными, по всей Европе погибли десятки тысяч человек. Некоторые историки считают, что именно эти климатические изменения стали последней каплей, перевернувшей общественную жизнь Франции и приведшей к началу Великой французской революции в 1789 году.
Похолодание распространилось почти по всему Северному полушарию. Бенджамин Франклин отмечал в своих записках, что зима 1784 года была самой суровой на его памяти в США. Было так холодно, что Миссисипи замерзла до самого устья в районе Нового Орлеана.
Однако по своему типу извержение Лаки (и уж тем более Эйяфьядлаёкудль) довольно «безобидны».
Извержение начинается не внезапно, и облака пепла поднимаются на относительно небольшую высоту – до 10 тыс. м. Для сравнения, извержения Плинианского типа (к ним относятся два знаменитых события – извержение Везувия, погубившее Помпеи, и грандиозное извержение Кракатау на Индонезийских островах) породили столбы пепла высотой до 100 км. В этом случае извержение начинается с мощного внезапного взрыва (звук взрыва Кракатау был слышен за 5 тыс. км) и протекают быстро и очень разрушительно.
Самое важное, что нужно понимать, говоря о вулканах: извержения практически полностью непредсказуемы.
Тот же самый Лаки может «проспать» еще тысячи лет, а может возобновить активность. Никто не даст гарантии ни того, ни другого сценария.
Прогнозы на Эйяфьядлаёкудль тоже строить сложно. Ученые упоминают о том, что последнее его извержение в 1821 году длилось 14 месяцев. Тот же сценарий может повториться сейчас (а может и не повториться). Авиаторы надеются, что токи воздуха в стратосфере к лету изменятся и вулканический пепел перестанет «нести» на Европу. Правда, если он окажется над океаном, то возможное прекращение трансатлантических рейсов тоже вряд ли обрадует цивилизацию.
Не работают и самые краткосрочные прогнозы. Еще вчера утверждалось, что извержение угасает. Исландская сторона сообщала, что вулкан начал испускать потоки лавы, что говорит о вступлении вулканического события в завершающуюся фазу. Однако в рамках одного по времени (почти непрерывного) извержения может произойти несколько отдельных событий, поэтому за спокойной фазой может снова следовать активная, что и произошло в данном случае: уже ночью появились сообщения о возобновлении активности вулкана. Воспарявшие было духом авиаперевозчики вновь не могут начать работы, и планы по открытию аэропортов срываются.
Готова ли современная цивилизация к серьезному извержению вулкана?
Предположим, что вулканическое событие, аналогичное извержению Лаки 1783 года, произойдет в скором времени. Население Европы с тех пор выросло в разы. Сделано ли что-либо, чтобы число жертв стихии не выросло в те же разы? Наверное, сейчас можно более эффективно бороться с голодом, так как система снабжения продуктами стала более эффективной и диверсифицированной. Однако нам неизвестно, какая часть смертей была вызвана не голодом, а заболеваниями воздушно-дыхательных путей, вызванными отравлением. И здесь картина менее радужна. Нет уверенности, что современная система здравоохранения готова к такому повороту.
Кроме того, человечество обзавелось сложной инфраструктурой, весьма важной для функционирования современного общества и, возможно, весьма хрупкой перед лицом стихии. Например, спутниковая связь может прерваться, если слой пепла в небе станет слишком плотным. Данных о таких случаях попросту нет. Также неясно, насколько агрессивные химические вещества в атмосфере опасны для авиации. Извержений такого типа в эру полетов человека почти не было. Отдельные случаи пролета через химически агрессивные среды известны в военной авиации, однако результаты экспертизы бортов не известны широкой публике.