Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
3D без боли не посмотришь
Почти месяц по всему миру проходят триумфальные показы фильма «Аватар». Эта картина уже занимает второе место в списке самых кассовых фильмов за всю историю кинематографа, но ажиотаж до сих пор не спадает, и даже на ночной сеанс «Аватара» можно купить билет с большим трудом.
Одной из особенностей этого фильма является возможность его просмотра в 3D. Это специальная технология, которая позволяет зрителям видеть на киноэкране объемную картинку. Эффект достигается следующим методом: фильм снимается одновременно двумя камерами, и при его просмотре зритель разными глазами (как правило, используя специальные поляризационные очки) видит изображение с разных камер, а
мозг на основе этого строит объемную картинку.
Внедрение в кинематограф 3D-технологий называют новой революцией в индустрии кинопроизводства после того, как было изобретено цветное кино. Но не все могут сполна насладиться красотами объемного кинематографа. Есть люди, которые выражали дискомфорт от просмотра фильмов в 3D-кинотеатрах. Самая прозаичная причина – это то, что за время, которое идет фильм, очки натерли переносицу. Но были причины и серьезнее: у кого-то спустя десять минут начали болеть глаза, появилось головокружение, кому-то было слишком темно в трехмерных очках, а кто-то из-за имеющихся глазных болезней, как косоглазие, астигматизм или амблиопия («ленивый глаз», заболевание, при котором один из двух глаз почти или вообще не задействован в процессе зрения), просто не видел объемного изображения.
В свете популярности конкретно фильма «Аватар» и 3D в целом повсеместно происходит обсуждение новых технологий в кинематографе, в том числе и то, как влияет трехмерное кино на зрение.
Так, один из британских блогеров, чье мнение приводит газета The Telegraph, жалуется, что во время просмотра постоянно приходится резко менять фокусировку между конкретными предметами и далекой перспективой, что «буквально вызывает тошноту». Другой пользователь интернета из США пожаловался на то, что пошел с 14-летним сыном на «Аватар», но через 20 минут был вынужден уйти, так как у мальчика начались «сильное головокружение, слабость и головная боль».
Возникновение этих симптомов связано с принципом просмотра фильма в 3D. Когда человек рассматривает близкий к нему предмет, то его глаза смотрят «внутрь» по направлению к носу, а специальные мышцы перемещают и удерживают хрусталик (который выполняет в глазу роль линзы), чтобы держать предмет в фокусе. При просмотре 3D-фильма глаза также направлены «внутрь», но не на физический предмет, экран, а на изображение предметов, которые вследствие объемного изображения как будто бы появляются перед экраном.
Таким образом, зрительный аппарат и отвечающая за его работу часть мозга оказываются в неестественной ситуации, к которой не всякий человек может адаптироваться.
«Проблема в том, что просмотр фильма в 3D подвергает глаза серьезной нагрузке. У многих людей, особенно у детей, это может вызвать перенапряжение глаз, головные боли и головокружение, – говорит офтальмолог и директор одной из глазных клиник Великобритании Джеймс Саттон. – Я сам не смог смотреть фильмы в 3D. Я не могу расслабиться в трехмерном кинотеатре, где у меня спустя 15 минут начинаются боли. Два часа просмотра такого фильма легко могут сделать вас больными».
Развитие 3D-технологий продолжается. Все больше фильмов снимается в объемной картинке. Не за горами массовое производство 3D-телевизоров, для просмотра которых не понадобятся никакие специальные очки. Но то, что не все люди могут спокойно смотреть 3D-фильмы, должно сподвигнуть разработчиков новых технологий обратиться за консультациями к медикам, прежде чем начать массовое производство специальной техники, воспроизводящей трехмерные фильмы. Иначе они рискуют потерять часть потенциальных покупателей или, что еще хуже, стать причиной возникновения у ряда людей серьезных заболеваний.