Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
Магнитная чистка шедевров
Магниты можно использовать для чистки картин, говорится в опубликованной в журнале Langmuir статье. Химик из Университета Флоренции Пьеро Бальони нашел способ борьбы с грязью, который, по его словам, абсолютно безопасен как для живописной поверхности картины, так и для поверхности холста. Бальони совместно с коллегами из Университета Флоренции создал гель, который можно легко удалить с поверхности с помощью обычных магнитов.
Для создания геля учёные использовали полимеры полиэтиленгликоль и акриламид, «пропитанные» наночастицами кобальта и окиси железа. В результате они получили магнитную полимерную губку с порами диаметром 50 нм. Гель-губка достаточно тверд, чтобы его можно было резать ножницами. Поры в этой губке ученые заполнили специальными микроэмульсиями, которые, собственно, и очищают поверхность картины, статуи или старинной фрески.
Как отметили исследователи, способ очистки достаточно прост: реставратор предварительно измеряет размеры обрабатываемого участка масляной картины, мраморной статуи или фрески, а затем вырезает кусок губки необходимой формы для локальной обработки объекта. Вырезанный участок толщиной в несколько миллиметров помещается на поверхность произведения искусства на срок от 10 минут до часа, в зависимости от уровня загрязнения.
Как только гель помещают на участок картины или скульптуры, моющее средство оказывается на очищаемой поверхности и начинает расщепление грязи. В процессе чистки верхний слой геля засыхает. В то же время осмотическое давление приводит к тому, что чистящее вещество, с помощью которого обрабатывают произведение искусства, проникает обратно в гель. Этот трюк, как пишут исследователи, работает из-за того, что гели склонны впитывать водорастворимые вещества.
Для завершения процесса очистки картины реставратору достаточно поднести к обрабатываемому участку магнит, и образовавшаяся плёнка будет удалена с поверхности без каких-либо повреждений.
Исследователи уже заявили, что в качестве чистящих средств можно использовать различные микроэмульсии, в зависимости от свойств той или иной поверхности. Еще один плюс геля состоит в том, что после непосредственного использования его можно высушить и в дальнейшем он будет великолепно функционировать.
Изобретение подобного геля реставраторы и искусствоведы встретили одобрительно. Глава департамента консервации и технологии лондонского Института искусств Курто Авива Бёрнсток рассказала Nature News, что гель-губка в состоянии обрабатывать небольшие участки картины, фрески или скульптуры. При использовании других гелей, считает она, ограничивать площадь обработки с такой точностью крайне сложно.
Когда речь заходит о чистке картин, будь то косметическая чистка или реставрация с удалением загрязнений, профессионалы могут рассказать о большом количестве способов удаления грязи с поверхности холста. Сейчас реставраторы предпочитают использовать специально разработанные гели, которые позволяют обрабатывать какой-либо отдельный участок картины, то есть уничтожать локальное загрязнение (о них и говорила Авива Бёрнсток). Такой способ чистки представляется щадящим, поскольку теперь реставраторы могут отказаться от регулярного использования очищающих веществ.
Впрочем, даже острожное использование гелей и других чистящих средств нередко приводит к уничтожению грязевых пятен вместе с лаком и краской, в которые грязь и пыль «въедались» с течением времени. Кроме того, гели для чистки картин отличаются некоторой клейкостью. Поэтому даже при самом тщательном удалении геля очищающие вещества могут остаться на картине и даже проникнуть в структуру холста, что крайне неприятно скажется на качестве изображения. От абразивных материалов, нередко предлагаемых в качестве альтернативного метода чистки картин, краски также блекнут, а тонкие холсты могут покрываться микроцарапинами.
Даже такой этап чистки шедевров, как удаление пыли с живописной поверхности картины, нужно проводить, по мнению искусствоведов Ю. И. Гренберга и В. П. Голикова, с особой аккуратностью, используя для этого чистую подушечку или рукавицу из бархата или фланели. Обметать поверхность нужно с минимальным нажимом и в одном направлении. Щетки, флейцы применять не следует, поскольку щетина может поцарапать поверхность, кроме того, эти приспособления скорее рассеивают пыль в воздухе, а не собирают её.
Впрочем, даже выполняя все существующие рекомендации, можно нанести большой урон картине. Теперь же, считают реставраторы, наконец-то разработан метод обработки поверхностей, который одновременно эффективен и не приводит к необратимым разрушениям произведений искусства, будь то картина, фреска или статуя.
Стоит отметить, что профессионалов может подкупить и опыт химиков, создавших гель. Бальони занимается проблемой очистки художественного наследия в течение более чем 20 лет, а его методы используются по всему миру. Испытания его нового геля на старинных фресках также прошли успешно.