Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Короли убивали по теории Дарвина

Исследование убийств и казней в британских королевских династиях показало, что убийства происходили в полном соответствии с духом и буквой знаменитого принципа теории эволюции Дарвина – «выживает самый приспособленный». Привлечение понятий и реалий эволюционной биологии помогло, в частности, объяснить, почему столь многие члены британской королевской семьи столь часто прибегали к убийству родственников, особенно во время так называемой Войны кузенов – период продолжительностью 200 лет, охвативший промежуток с XIV по XVI столетие. Работа отобрана для публикации в журнале The History of the Family.

Полученные в результате ретроспективного междисциплинарного исследования данные позволили также предположить, что человеческое поведение, даже если оно выражается в семейных убийствах, может быть совместимым с эволюционными ценностями и способствовать выживанию. Такая ситуация возможна, если возникают обстоятельства, при которых ресурсы являются недостаточными, но все же оцениваются достаточно высоко, а выживание и получение материальных благ обеспечиваются лишь «по наследству».

Как выяснилось, именно такие условия сложились после смерти Эдуарда III в 1377 году. Король и его жена произвели пять сыновей и трех дочерей, все из которых выжили, выросли и имели виды на корону.

Ричард II, внук Эдуарда III (сын Эдуарда Черного принца) и его наследник, оказался слабым, презираемым властителем. Его кузен Генрих IV казнил короля и начал «дарвиновскую» Войну кузенов, имевшую, очевидно, биологическую подоплеку.

«Главный вклад Дарвина в науку – представление об отборе, естественном и половом, который зависит от конкуренции между людьми и их выбором», – поясняет доцент Кэтлин Хит, антрополог из государственного университета Индианы, принимавшая участие в исследовании. «Тех, кто приспосабливается лучше всего – лучше, чем его/ее конкурент, – к специфической окружающей среде, поощряет процесс естественного отбора», – добавила она. То есть победившие дольше живут и обладают лучшими шансами на передачу своих генов следующему поколению.

Хит и ее коллеги установили, что члены королевской семьи по ходу убийств никогда не жертвовали прямыми кровными родственниками. Из 47 убитых только 5 не были кузенами (тут следует иметь в виду, что в англоязычной традиции титул «кузен» – cousin – обращение, принятое между лицами королевского рода и означающее обычно «родственник», а не обязательно именно двоюродный брат). В их число вошли один брат, два дяди и двое племянников.

Антропологи условно обозначили генетическую ценность каждого человека. Так, любой из родителей тянул сразу на 50% процентов (так как каждый родитель дает ребенку по 0,5 своего генома). У двоюродных братьев (сестер) генетическое родство – 0,125, или 12,5%. Используя присвоенные значения, ученые заметили, что палачи никогда не убивают «лишних» – сверх уровня, соответствующего минимальному уровню базовой генетической ценности для той или иной линии генеалогического древа.

Если бы они перешагнули порог и убили кого-то еще, то большее количество жертв стало бы, по словам исследователей, «эквивалентом эволюционного самоубийства», так как убийцы прервали бы свою семейную генетическую линию вместо того, чтобы ее поддержать.

Кроме того, обнаружилось, что чем дольше человек жил и оставался монархом, тем больше людей он успевал прикончить. Елизавета I, длинное, стабильное правление которой завершило Войну кузенов, убила целых пять родственников, восприняв их как угрозу ее жизни и власти.

По выражению Кэтлин Хит, «убийство для некоторых членов королевской фамилии служило как бы страховым полисом».

Воплощение такой позиции – Генрих VIII, который не позволил бы никому и в мыслях оспаривать трон у его сына. «Мать приходит в ярость, когда ее дети в опасности, – добавила Хит, – поэтому существует врожденный стимул, чтобы защитить потомство (и линию) путем решения альтернативы – любовь или убийство».

По ее словам, богатым семьям, в жилах которых не текла голубая кровь, приходилось изобретать другие средства для того, чтобы уменьшить внутрисемейную конкуренцию за ресурсы. Тактика могла включать в себя отправку родственников на военную службу, неугодных мальчиков вынуждали принять духовный сан, девочек – поступить в монастырь. Наконец, нежелательного соперника могли просто отослать куда-нибудь погостить.

В целом, по мнению специалистов, необычное исследование открывает огромные перспективы для применения дарвинистских подходов в изучении человеческого поведения. Исторические события, которые привыкли рассматривать в ближайшей причинно-следственной перспективе, могут быть обусловлены и эволюционно-биологическими причинами.