Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Затопит и в тепле

Уровень Мирового океана, вероятно, никогда не был стабильным на длительных временных масштабах. Продолжительные периоды оледенения сменялись теплыми эпизодами межледниковья, и огромные массы льда, опиравшиеся о твердую поверхность островов и континентов, таяли, вливаясь в общемировой резервуар жидкой воды. Например, за последние 20 тысяч лет океан поднялся на несколько десятков метров, и этот подъем до сих пор продолжается, пусть и не такими впечатляющими темпами, как 7–8 тысяч лет назад.

В настоящее время на Земле в целом становится все теплее, а ледники Антарктиды и Гренландии отступают быстрее и быстрее. Это также приведет – и уже приводит – к подъему океана. Однако каким будет предстоящий «потоп» – стремительным или постепенным, среди ученых согласия нет.

Скорость подъема воды вообще, не только в будущем, но и в прошлом, остается предметом споров.

Экспериментаторы не верят климатическим моделям теоретиков, указывая на отсутствие консенсуса между результатами разных расчетов. Теоретики же пока не в состоянии самосогласованно смоделировать изменения разных компонент геосферы и требуют от экспериментаторов, чтобы те нашли эмпирических законы, связывающие эти процессы. А здесь уже экспериментаторы конфликтуют друг с другом, обнаруживая в разных данных, обработанных по разным методикам, отличающиеся закономерности. Круг недоверия замыкается.

Однако некоторые точки соприкосновения у ученых есть. Они, к примеру, более или менее уверены, что таяние льдов в конце ледниковых периодов всегда было быстрым и уровень океана мог подскочить на несколько метров в течение одного-двух веков, когда разрушался очередной крупный арктический или антарктический ледник. Колебания в межледниковье считаются более плавными и осторожными – скорее всего, потому, что до тепла доживали лишь самые устойчивые ледовые образования, которые не могут просто взять и в одночасье растаять.

Сейчас продолжается как раз относительно теплый период в истории планеты. Последнее крупное оледенение закончилось около 10 тысяч лет назад, и это, казалось бы, должно успокаивать. Однако такое благодушие было бы самообманом. Ведь раньше на подъем воды в один-два-три метра, даже случись он за 100 лет, можно было не обращать внимания. Сейчас, когда на такой высоте над уровнем океана живут сотни миллионов людей, даже этот незначительный по прежним меркам рост может оказаться фатальным для целых народов, а один век – мгновение ока в масштабах жизни нации.

И такой подъем может случиться. Как говорится в статье, опубликованной в последнем номере Nature,

стремительные повышения уровня моря могут происходить и во времена межледниковья.

Одна из таких трансгрессий (так по-научному называется потоп) 121 тысячу лет назад повысила уровень Карибского моря почти на 3 метра всего лишь за 50, максимум 100 лет.

Ученые из Мексики и Германии под руководством Пола Бланчона из мексиканского Национального автономного университета в Канкуне проанализировали рост коралловых рифов, которые более 100 тысяч лет назад росли у восточного берега мексиканского полуострова Юкатан, а сейчас мешают расширению гигантского аквапарка Xcaret в одноименном курортном местечке на побережье Карибского моря.

Бланчон вырезал образцы кораллов из стенок тонких каналов, в теплой воде которых вскоре будут нежиться туристы, и отправлял их в немецкий город Киль. Здесь Ян Фицке, Фолькер Либетрау и Антон Эйзенхауэр из Института морских наук имени Лейбница проводили точное датирование образцов по изотопам урана 234, 238U и тория 230Th.

Коралловые рифы, которые исследовал Бланчон, не могут расти на большой глубине и растут достаточно медленно, на масштабах столетий. Поэтому слишком быстрый подъем уровня океана приводит к гибели рифа, не успевающего отстроить свой скелет и дотянуться до приповерхностных слоев воды. Вместо погибшего рифа вырастает новый, чуть ближе к берегу.

Ровно такую картину и увидели авторы работы в нескольких рифах возрастом около 120 тысяч лет – новый риф в 2–3 метрах выше старого по склону океанического дна.

Ученые полагают, что это документальное свидетельство быстрого – за 50–100 лет и значительного – на 2–3 метра подъема океана в теплый климатический период.

А значит, не стоит исключать повторения подобных событий в ближайшем будущем. По некоторым прогнозам, повышения температуры, достаточного для повышения уровня океана на метр и более, вполне можно ждать уже к концу текущего века.

Впрочем, следует отметить, что оценки скорости подъема воды все-таки косвенные. Вывод, что он длился менее века (да и о том, что этот подъем вообще имел место), ученые сделали из имеющихся у них представлений об экологии и жизненном цикле кораллов. Изотопные оценки возраста рифов использовались лишь для того, чтобы отнести и верхний, и нижний рифы к межледниковью. Точность этих оценок – 1–2 тысячи лет, и напрямую датировать по ним верхний риф относительно нижнего бессмысленно – в пределах ошибки они совпадают.

Естественно, в данном случае нет и никакой возможности даже предположить, откуда взялась та дополнительная вода, что затопила мексиканские рифы, где находился тот крупный ледник, что смог полностью растаять меньше чем за столетие. Тем не менее это единственные данные такого рода, имеющиеся у ученых на сегодняшний день. И хотя они вряд ли убедят скептиков, у их оппонентов появился очередной аргумент, на который надо искать достойный ответ.