Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Ученые подтвердили влияние языка на восприятие цвета

Ученые показали, что восприятие цвета у взрослых и у маленьких детей происходит в разных полушариях мозга. Причиной смещения, по мнению исследователей, является овладение языком, сообщает новостная служба Nature со ссылкой на статьи в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Известно, что у взрослых людей процессы, связанные с восприятием цвета, происходят преимущественно в левом полушарии мозга. В левом полушарии также, как правило, происходят процессы, связанные с языковой деятельностью.

Пол Кэй (Paul Kay) из Калифорнийского университета в Беркли и его коллеги из нескольких университетов США и Великобритании задались целью выяснить, связаны ли эти факты: находится ли "центр" восприятия цвета в левом полушарии изначально или же перемещается туда с развитием у человека языковых навыков. Влияние языка на восприятие цвета рассматривалось во многих предыдущих исследованиях, однако истинные его масштабы и свойства неизвестны.

Двум группам испытуемых - взрослым и детям в возрасте от четырех до шести месяцев - предъявлялись цветовые стимулы. Стимул появлялся в случайном месте на фоне другого цвета, исследователи замеряли, как быстро испытуемый обращает на него внимание. Взрослые реагировали быстрее, если стимул появлялся в правой половине поля зрения, которое контролируется правым полушарием. Дети же, наоборот, быстрее обращали внимание на стимул в левой половине поля зрения.

Кэй считает, что это вполне может объясняться влиянием языка: овладев им, человек мыслит о цвете, применяет инструменты языка (например, бессознательно обращается к известным ему названиям цветов). Авторы признают, что наблюдаемое явление можно объяснить и другими факторами, но данная гипотеза подтверждается другим исследованием, выполненным Кэем в сотрудничестве с коллегами из Гонконга.

При помощи функционального магнитного резонанса изучалась активность зон мозга, ответственных за подбор слов. Оказалось, что эти зоны активизируются сильнее, когда люди наблюдают цвета, для которых на их родном языке слово подобрать легко (красный, зеленый) и слабее, когда подобрать название для наблюдаемого цвета трудно (например, для розовато-бежевого или зеленовато-синего). По мнению Кэя, это еще одно косвенное доказательство участия языка в восприятии цвета.

Идея о том, что язык влияет на восприятие человеком окружающего мира, известна как гипотеза Сепира-Уорфа (Эдвард Сепир и Бенджамин Уорф - американские лингвисты первой половины двадцатого века). Прямых ее доказательств до сих пор не получено, но результаты Кэя можно считать косвенным подтверждением.

Итальянец отомстил бывшей подруге созданием порносайта

Миланский суд приговорил к 2 годам и 4 месяцам заключения мужчину, распространявшего через интернет фотографии своей бывшей подруги в обнаженном виде без ее согласия.

Осужденный разослал за несколько лет фотографии на 15 тысяч адресов. Кроме того, итальянец создал порносайт, на котором разместил галереи фотографий бывшей любовницы , а также эротические компьютерные игры с использованием ее имиджа.

На сайте был указан телефонный номер девушки и сообщалось о том, что она оказывает сексуальные услуги. Он также угрожал девушке и ее семье по телефону.

Женщины - лучшие ораторы

Давно известно, что девочки начинают говорить раньше, чем мальчики, а качество их речи долгое время превосходит ораторские способности мальчиков. Однако причина этого явления понятна не была. Исследование Северо-Западного Университета\Northwestern University позволило выдвинуть гипотезу, объясняющую эти различия.

Авторы исследования утверждают, что у мальчиков и девочек за речь отвечают разные части головного мозга. Мозги девочек более активны как во время произнесения слов, так и в процессе восприятия информации, передаваемой им в устной форме. При этом речь мальчиков в большей степени базируется на ощущениях, а у девочек - на абстрактных понятиях. Поэтому, например, девочки обычно дают приезжим детальные инструкции по нахождению какого-то адреса в городе, а мальчики предпочитают лишь указывать общее направление движения и примерное расстояние.

Эти выводы были сделаны в результате применения метода ядерно-магнитного резонанса, с помощью которого обследовались три десятка мальчиков и девочек в возрасте 9-15-ти лет. Проверка мозга детей проводилась во время выполнения ими различных заданий - по чтению, письму и пр.

Авторы исследования предполагают, что подобные различия между полами имеют эволюционные причины. В этом плане мужчины более "примитивны" - для успешного выживания им требовалось реагировать не на абстракции, а не реальные угрозы - например, звуки, свидетельствующие о приближении хищников.

Детальное описание исследования опубликовано журналом Neuropsychologia.