Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
В холодных водах много общего
Проект переписи морской жизни начался в 2000 году, и его первые полные результаты должны быть представлены только через полтора года, 4 октября 2010 года. Однако промежуточные результаты учёные выдают постоянно и неизменно сопровождают их восхитительными иллюстрациями.
В промежуток с 2000 по 2010 год попал и Международный полярный год. Это мероприятие затянулось на деле почти на два года, с 2007 по 2008, поскольку, как ни крути, исследовательские сезоны с двух сторон нашей планеты не перекрываются – пока на одном полюсе подходящий полярный день, на другом – полярная ночь и ничего не видно.
Благодаря Международному полярному году в самом проекте переписи произошёл неожиданный поворот. В последние годы морские биологи обращают особо пристальное внимание на всё, что происходит в холодных водах двух полярных океанов – Северного Ледовитого и Южного, омывающего Антарктиду. Собственно, специалисты по полярной морской жизни никуда своё внимание не отвлекали, но международное мероприятие позволило получить (всё равно всегда недостаточное) финансирование экспедиций.
В выходные координаторы проекта переписи представили (PDF-файл) некоторые его «полярные» результаты. Подробное изучение всех находок ещё впереди, а кое о чём учёные сообщали и раньше. Тем не менее на нескольких находках стоит остановиться.
Учёные нашли 235 видов животных, обитающих у обоих полюсов – в Арктике и в Антарктике.
Конечно, это удивительно не в каждом случае – многочисленные птицы вполне способны перебраться с одного полюса на другой, а некоторые киты каждый год мигрируют на многие тысячи километров, успевая покормиться и в арктических морях, и в антарктических.
Но вот каким образом подо льдами двух полюсов Земли появились «морские бабочки» Clione limacina или их основная добыча Limacina helicina из того же подотряда крылоногих моллюсков, остаётся загадкой. Всё-таки между ареалами их обитания около 10 тысяч километров, даже если пробираться по прямой сквозь планету.
Принципиально такому великому переселению моллюсков вряд ли могут помешать колебания температуры воды – на донной глубине в несколько километров она, что на полюсе, что на экваторе, отличается от оптимальных +4 по Цельсию максимум на несколько градусов. Однако тысячи километров подводного марша – это всё-таки не похоже даже на свободно плавающих моллюсков. К тому же в тропических водах таких существ пока не находили.
Возможно, такие похожие друг на друга виды – всё-таки не родные братья, а кузены той или иной степени родства. Не стоит списывать со счетов явление конвергентной эволюции, когда внешние условия за миллионы лет формируют очень похожие организмы из совсем не похожих предшественников. Многочисленные вымершие хищники Австралии – тот же сумчатый волк или сумчатый тигр, не имеющий никакого отношения к одноимённым несумчатым хищникам, – классический тому пример. Окончательно этот вопрос должны прояснить генетические исследования, которые учёные планируют завершить к представлению первых результатов переписи.
Биологи также заметили, что многие виды в целом мигрируют и движение это происходит в основном в направлении более высоких широт. Учёные полагают, что животные и растения банально бегут от глобального потепления. Метаболизм многих морских живых существ очёнь чуток к температуре, кислотности и солёности океана, и они вынуждены следовать за скукоживающимися к полюсам изолиниями этих параметров.
Кроме того, во всё более тёплые воды той же Антарктики стали чаще заплывать хищники, которых здешние места не знали уже многие миллионы лет.
Те, кто не успел свалить на юг, в родных краях долго не выживают.
Биологи надеются, что их работа поможет сохранению древних экосистем. Они полагают, что та же Антарктика может служить своего рода хранилищем видового разнообразия, которое то и дело «подновляет» таковое в более тёплых водах. Некоторые примеры этому явлению учёные уже представляли – например, расселение по всему миру потомков одного единственного антарктического осьминога, всё ещё проживающего у берегов ледового континента.
Что будет с этим хранилищем в будущем, при дальнейшем изменении климата – пока никто сказать не может. Потепления и похолодания в истории нашей Земли уже происходили не раз, и та же Антарктика успела не раз полностью поменять свой облик. Но никогда ещё эти изменения не были такими быстрыми. Может, стоит поторопиться и с переписью морской жизни, пока ещё есть что переписывать.