Слепые люди видят монохромный синий свет

Американские ученые пришили к выводу, что слепой человек реагирует на монохромный синий свет. На свет реагирует параллельная оптическому зрению светочувствительная система, находящаяся в сетчатке человека и управляющая суточным ритмом. Ученые показали, что параллельная система может давать слабые визуальные ощущения.

Группа американских и британских нейрофизиологов во главе с доктором Стивеном Локли (Steven W. Lockley) из Медицинской школы Гарвардского университета (Harvard Medical School) изучила параллельную зрению светочувствительную систему, находящуюся в сетчатке человека и управляющую суточным ритмом.

До 1990-х предполагалось, что световая настройка суточного ритма у человека обеспечивается обычной зрительной системой, и свет воспринимается палочками и колбочками. Однако в 1990-х в сетчатке животных и людей были открыты светочувствительные ганглиозные клетки сетчатки (pRGCs). Как выяснилось, эти клетки имеют максимум чувствительности в синей области спектра и связаны с гипоталамусом, в котором находятся «кремлевские куранты» организма.

Доктор Локли с коллегами исследовали реакции двух слепых пациентов - 56-летнего мужчины и 87-летней женщины на излучение двух лазеров, один из которых давал монохроматический зеленый свет, другой – синий. Определялись изменение ширины зрачков, электроэнцефалограмма и уровень в крови мелатонина – гормона сна. Зеленый свет не оказывал никакого влияния на все эти параметры у обоих пациентов – они его просто не видели. Синий же приводил к значительному (57%) снижению уровня мелатонина, сдвигу суточного ритма, изменениям ЭЭГ, характерным для пробуждения и сокращению зрачков.

Экспериментаторы установили, что параллельная светочувствительная система может давать слабые визуальные ощущения. Слепая женщина могла отличать моменты, когда ей начинали и прекращали светить в глаза синим светом, хотя была абсолютно слепой к другим участкам видимого спектра. Кроме того, оказалось, что ганглионарная светочувствительная система отвечает за расширение и сужение зрачков в темноте и при очень ярком свете.

Оригинальная статья исследователей опубликована в Current Biology.

Исследования: Биологические часы слепых людей реагируют на свет

Исследователи из США и Великобритании доказали, что даже абсолютно слепые люди реагируют на свет, сообщает портал Wissenschaft. В ходе эксперимента было установлено, что искусственные изменения в освещении влияют на выработку гормона мелатонина в организме слепых людей. Секреция мелатонина подчинена суточному ритму, и уровень гормона играет важную роль в механизме сна и бодрствования.

По словам ученых, сложнее всего было найти для эксперимента подходящих участников, у которых нет функциональных фоторецепторных клеток (палочек и колбочек), но сетчатка глаза при этом не повреждена. Такое сочетание встречается крайне редко, однако в итоге исследователи нашли 56-летнего мужчину и 87-летнюю женщину, которые соответствовали этим критериям.

Двухнедельный эксперимент показал, что изменения освещенности влияли на уровень мелатонина в организме участников и на механизм сна и бодрствования. Под воздействием освещения, вне зависимости от времени суток, слепые добровольцы чувствовали сонливость или, напротив, бодрость. Это отражалось на результатах тестов на внимание, которые они проходили. Было также обнаружено, что у женщины под воздействием света сужаются зрачки. Оба эффекта были особенно заметны при синем свете. Слепая участница эксперимента научилась отличать его и в дальнейшем почти безошибочно могла определить, включен источник синего света или нет.

Помимо палочек и колбочек в сетчатке глаза есть и другие реагирующие на свет клетки, делают вывод исследователи. Они играют важную роль в механизме сна и бодрствования, а также помогают регулировать биологические часы.