Жизнь может существовать на планетах, повёрнутых к звезде одной стороной

Новая компьютерная модель показала, что колебания траектории движения таких планет по вытянутой орбите, могут приводить к возникновению на их поверхности затемнённых областей с пригодными для развития жизни условиями.

Экзопланеты, у которых одна сторона постоянно повёрнута к звезде, а вторая всегда находится в тени, могут располагать условиями, пригодными для развития жизни, сообщает New Scientist.

Новая компьютерная модель, составленная Энтони Добровольскисом из Исследовательского центра имени Эймса (штат Калифорния, США), показала, что колебания траектории движения таких планет, перемещающихся по вытянутой орбите, могут приводить к возникновению на их поверхности затемнённых областей с пригодными для развития жизни условиями.

По расчётам учёного, если планета совершает колебания на 90° и более, ни одна из её сторон не является постоянно дневной или ночной. Таким образом на поверхности появляются затемнённые зоны. По мнению Джека Лайсейра из Исследовательского центра имени Эймса, данный эффект увеличивает вероятность найти жизнь на планетах, вращающихся вокруг красных карликов. Так называемая «обитаемая зона» вокруг этих звёзд настолько мала, что расположенные в ней планеты будут связана гравитацией звезды и постоянно будут повёрнуты к ней одной стороной. Таким образом, температура на одной стороне планеты теоретически должна быть слишком высокой для существования на её поверхности жидкой воды, а на второй настолько низкой, что вода будет находиться там исключительно в виде льда.

По мнению Добровольскиса, результаты его работы могут иметь значение для будущих астрономических исследований, в первую очередь, — на поиски планет, пригодных для существования жизни на их поверхности. Исследователям, считает Добровольскис, следует уделять внимание больше тем планетам, где температура более-менее выравнена по всей поверхности, — даже если они постоянно обращены к своей звезде одной стороной.

Накормить голодных поможет мох

Международная команда ученых из Великобритании, Германии, Японии и США впервые секвенировала геном (получила полную последовательность ДНК) низшего, или нецветущего растения – мха, сообщает EurekAlert.

Появившись на земле 450 млн лет назад, мхи научились выживать в самых жестких условиях. Представляя собой клеточный монослой (однослойный пласт клеток), не имея ни корней, ни листьев, они прекрасно приспособились к холоду, жаре, нехватке воды. Ученые полагают, что это умение мхов выживать без воды и возобновлять рост, когда вода появляется, может принести огромную пользу зерновым культурам, растущим в засушливых регионах развивающихся стран. Соответствующее исследование опубликовано в журнале Science.

Изучив геном фискомитреллы отклоненной (Physcomitrella patens), ученые смогут выявить гены, ответственные за способности к выживанию, и научатся проводить соответствующие генные модификации сельскохозяйственных растений. Тем более, что фискомитрелла, как всякий мох, имеет гаплоидный (одинарный) набор генов, что значительно упрощает идентификацию.

По словам доктора Энди Кьюминга (Andy Cuming) из университета Лидса (University of Leeds), Великобритания, множество генов, которые отвечают за выживаемость фискомитреллы, должны присутствовать и в геноме злаковых, однако они не активны. Так что ученым большей частью даже не придется встраивать в геном зерновых новые гены, а просто "включить" уже существующие.

По оценкам ООН, в настоящее время на планете страдает от голода около 850 млн людей. Между тем, в этом году организация объявила о сокращении помощи нуждающимся странам из-за чрезмерного роста цен на продукты.