Ученые обнаружили примата с "цветным" зрением

Пытаясь разобраться в эволюции происхождении цветового зрения человека, Брайан Верелли, Джордж Перри и Роберт Мартин из Института биодизайна в штате Аризона изучили ДНК редкого и необычного животного - мадагаскарской руконожки, или айе-айе. Эти приматы подотряда полуобезьян отделились от группы настоящих обезьян, к которой принадлежит человек, около 60 миллионов лет назад. Ученые надеялись, что, изучив айе-айе, смогут понять, как восприятие цвета эволюционировало у предков человека.

В соответствии с доминирующей теорией, приматы, ведущие ночной образ жизни, не могут на практике использовать свою способность к различению цветов, и ответственные за цветовосприятие гены должны были многократно мутировать и деградировать в процессе эволюции. Колбочки, отвечающие в глазу за цветное зрение, в сотни раз менее чувствительны, чем палочки, и по ночам не работают. Отсюда и "в темноте все кошки серы".

Изучение руконожек оказалось весьма непростой задачей. Поскольку животные находятся под угрозой вымирания - в мире их осталось лишь несколько десятков, у исследователей не было возможности получить образцы ДНК особей, обитающих в дикой природе. В поисках объектов исследования им пришлось обратиться к немногочисленным коллегам, в чьем распоряжении находятся эти необычные ночные жители. В результате удалось добыть образцы ДНК восьми редких зверьков.

Проведение анализов длилось полтора года: полученные результаты оказались столь ошеломительными, что ученые перепроверили их дважды.

"Исследуя гены, ответственные за цветовое зрение у руконожек, мы обнаружили, что они практически не деградировали, - говорит Верелли. - В гене чувствительного к зеленому цвету опсина мы вообще не обнаружили ни единой мутации. Все гены выглядят полностью функциональными, и это полностью противоречит нашим представлениям об эволюции хроматического зрения у млекопитающих, ведущих ночной образ жизни".

Авторы исследования планируют далее выяснить, могут ли в действительности руконожки различать цвета. Они также намерены провести молекулярные исследования опсинов руконожек, чтобы сравнить их с аналогичными белками тех приматов, которые не отличаются ночной активностью.

Солнечная активность возвращается. Готовы ли мы?

Сегодня солнце минимально активно, но это лишь временное затишье. В ближайшие несколько лет количество вспышек и корональных выбросов будет расти и в 2011 – 2012 годах достигнет максимума. Такая солнечная активность создаст сильные магнитные бури, что может повредить спутники, средства коммуникации и даже энергосистемы. Ученые говорят, что активность наступающего солнечного цикла будет максимальной за последние 50 лет. В связи с этим, они уже сегодня пытаются составлять солнечные прогнозы погоды.

Помочь в этом смогут наблюдения за рентгеновскими вспышками, менее интенсивными, но более частыми, чем оптические. Они, как и остальные проявления солнечной активности, возникают в результате так называемого магнитного перезамыкания, когда противоположно ориентированные магнитные линии сталкиваются и аннигилируют с выделением энергии.

Слабые вспышки имеют мощность десятков тысяч атомных бомб и разгоняют плазму до 1,25 млн. км/час. В то время как во время мощных вспышек выделяется энергия, эквивалентная десяткам миллионов атомных бомб, способная разогнать плазму до почти 4 млн.км/час, порождая сверхбыстрый солнечный ветер (он долетает до Земли за 15 часов!).

Проявления солнечной атмосферы и, так называемые волны Альфвена (Alfven (al-FEEN) waves), наблюдаемые астрономами впервые, порождаются конвективными потоками и звуковыми волнами в недрах Солнца, деформирующими его магнитосферу.

Такое масштабное исследование солнечной активности стало возможно благодаря появлению высокоточного оборудования. Если раньше астрономы наблюдали лишь несколько вспышек в день, то сегодня фиксируют приблизительно 240 вспышек. Астрономы надеются, что в 2011 году мы сможем прогнозировать солнечную активность и будем готовы к глобальным переменам.