Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Радость ходит эпидемией

В следующий раз, когда будете делиться с окружающими радостью от новой покупки, рождения ребенка или изменения семейного положения, помните: они подсознательно используют эту информацию на благо себе и своим друзьям. Но ни о какой зависти или злом умысле речь не идет; скорее, наоборот.

Николас Христакис и Джеймс Фоулер показали, что эмоционально значимое событие «распространяется» в реальных социальных сетях как минимум на три колена. При каждой передаче вероятность «заразить» счастьем уменьшается. Тем самым ученые, недавно показавшие эффект социальных сетей на ожирение и привычку курить, получили наглядное подтверждение тому, что счастье в отличие от несчастья – феномен не только личный, но и социальный.

Подтверждение тому – почти 5 тысяч участников, терпеливо заполнявших анкеты на протяжении 30 с лишним лет. Авторам опубликованной в авторитетном British Medical Journal статьи пришлось разбираться в записях врачей и участников начавшегося в 1948 году и продолжающегося до сих пор исследования Фрэмингхэма.

Это глобальное исследование первоначально замысливалось как способ оценивать качество медицинской помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях, но позже переросло в нечто большее.

Христакис и Фоулер воспользовались «побочными» данными этого исследования, ведь каждый из участников сообщал данные о родных и друзьях, а кроме того – о любых изменениях в кругу ближайших родственников. Последние и стали основным фактором для оценки как счастья (брак, рождение ребенка), так и несчастья (развод и смерть).

Благодаря тому, что знакомые, указанные в этих анкетах, тоже участвовали в исследовании Фрэмингхэма, Христакису и Фоулеру удалось отобрать 4739 связанных друг с другом контактов. Их эмоциональный статус учёные регулярно оценивали.

Выяснились удивительные вещи.

Например, что соседи за нас радуются больше, чем друзья, друзья больше, чем братья, а они – больше, чем супруги.

По крайней мере, если и друзья, и братья живут неподалёку; так что вы вполне можете им поднадоесть.

По результатам исследования, когда в вашей жизни происходит яркое положительное событие, эмоциональный подъём с вероятностью 25% ощутит живущий в радиусе 1,5 км близкий друг. Для живущих недалеко братьев и сестер эффект составляет 14%, а для супругов – всего лишь 8%. Но самое большое удовольствие получают соседи – вероятность «заразить их счастьем» составляет 34%. Механизмы и сроки распространения эпидемии ученым оценить пока не удалось, для этого оценивать эмоциональный статус нужно немного чаще.

Что по-настоящему удивило учёных, так это распространение счастья по второму и третьему кругу знакомых: друг друга получает 10-процентный шанс «заболеть» вашим счастьем, а друг друга друга – 5,6-процентный шанс.

Связи четвертого, пятого и шестого рода тоже оказались среди 50 тысяч проанализированных, но надёжно уловить эффект передачи в них уже не удалось. Не исключено, что это опять же связано с упомянутыми «издержками» исследования. Если бы Христакис и Фоулер установили эту связь, тогда можно было бы говорить о «замкнутом» кольце. Как известно, абсолютное большинство людей можно «законтачить» максимум через 6 друзей и родственников.

Вообще, в связи с этой закольцованностью к исследованию возникает закономерный вопрос: знакомые какого круга начинают испытывать отрицательные эмоции по поводу вашего счастья?

В том, что такие должны присутствовать, нет сомнений, поскольку иначе закольцованность – хоть через 6 рукопожатий, хоть через 80 – непременно приведёт к появлению положительной обратной связи и, как следствие, экспоненциальному росту радости в обществе. Которой, кажется, не наблюдается. Впрочем, не исключено, что эту проблему может решить распространение по социальной сети «несчастья»; этого явления Христакису и Фоулеру заметить не удалось.

В любом случае, у работы есть практический выход. Особенно, если признать, что хорошее эмоциональное состояние самым лучшим образом сказывается на здоровье.

Если вы хотите максимально выиграть от положительного настроения своих друзей, то стоит завести их побольше и оказаться поближе к «центру» социальной сети.

Ведь вероятность «заразиться счастьем» зависит от произведения трех величин: вычисленного учёными «фактора связи», количества контактов и вероятности положительного события у каждого из них.

С помощью небольшой леммы ученым даже удалось подтвердить пословицу насчет «ста рублей и ста друзей». Данные о материальном состоянии участников тоже учитывались, так что Христакис и Фоулер посчитали, что дополнительные $5000 увеличивают вероятность поднять настроение на 2%, в то время как рождение ребенка у знакомого «третьего круга» даёт втрое больший эффект, – хотя его никогда не знали ни вы, ни ваши друзья.