Ради грибов муравьи избавились от части генов

Муравьи-листорезы, выращивающие себе в пищу грибы, благодаря своим агрономическим навыкам избавились от части генов. Такой вывод сделали ученые, впервые определившие полногеномную последовательность ДНК этих насекомых. Статья исследователей опубликована в журнале PLoS ONE, а ее краткое описание доступно в пресс-релизе университета Висконсин-Мэдисона.

Некоторые виды муравьев-листорезов освоили искусство выращивания грибов около 50 миллионов лет назад. Насекомые используют пережеванные листья растений в качестве субстрата для культивации грибов, которые они употребляют в пищу. Кроме листорезов ученым известны еще только три группы живых существ, освоивших сельское хозяйство - это короеды, термиты и люди.

Авторы новой работы впервые определили последовательность ДНК муравьев-фермеров и провели ее предварительный анализ. Оказалось, что у листорезов отсутствуют гены, необходимые другим муравьям для синтеза веществ, которые листорезы получают от грибов. В будущем исследователи намерены расшифровать геном культивируемых насекомыми грибов, чтобы узнать, нет ли в их ДНК изменений, обусловленных необычными отношениями с муравьями.

Недавно другой коллектив авторов установил, что листорезы как минимум однажды поменяли свои пристрастия и перешли на выращивание нового вида гриба.

Решена загадка окаменевших скорпионов

Ученые выяснили, каким образом экзоскелет - относительно мягкая (по сравнению, например, с костями) оболочка тела членистоногих - может сохраняться в течение миллионов лет. Работа исследователей опубликована в журнале Geology, а коротко о ней пишет портал ScienceNOW.

Образцы органической материи сохраняются в течение долгого времени, если они содержат много минеральных веществ. К таким тканям с большим "сроком годности" относятся, например, кости. Однако нередко в палеонтологических образцах обнаруживают окаменевшие экзоскелеты. Они образованы особым полисахаридом хитином, который соединен с определенным типом белков.

Авторы новой работы при помощи трансмиссионной рентгеновской микроскопии изучали окаменевшие останки скорпиона возрастом 310 миллионов лет, а также останки ракоскорпиона возрастом 417 миллионов лет (ракоскорпионы - вымершие морские членистоногие, родственные современным паукообразным). Ученые показали, что в образцах сохранилось около 10 процентов исходных экзоскелетов. Используемый метод микроскопии позволяет определять некоторые типы связей, в частности, связи, соединяющие хитин и белки. Оказалось, что в образцах сохранился большой процент этих связей.

Исследователи заключили, что экзоскелеты сохранились благодаря особым воскам, покрывавшим тела членистоногих при жизни. Эти соединения препятствуют высыханию тела животных. После смерти воска разлагаются, и одним из продуктов распада являются так называемые жирные кислоты. Они прочно связываются с комплексами хитин-белок, причем образующиеся соединения устойчиво к деградации.

У членистоногих существует еще одна возможность сохраниться в течение длительного времени - одним из ценных источников знаний о древних существах является янтарь. В его фрагментах исследователи нередко обнаруживают большое количество древних существ, которые застряли в вязкой жидкости - янтарь представляет собой застывшую смолу. Например, недавно было найдено такое "кладбище" возрастом 50 миллионов лет.

На Восточном Тиморе нашли каменные лица

Ученые обнаружили в пещере, находящейся на острове Восточный Тимор, наскальные изображения лиц возрастом от 10 до 12 тысяч лет. Работа исследователей появилась в журнале Antiquity, а ее краткое описание приведено в пресс-релизе Организации научных и прикладных исследований Содружества (Commonwealth Scientific and Industrial Research Organisation - CSIRO).

Изначально авторы не собирались исследовать наскальные рисунки - ученые работали в открытой в 2009 году пещере Лене Хара (Lene Hara) в надежде отыскать останки вымерших гигантских крыс, которые в прошлом обитали на острове. Изображения лиц, включающие глаза, нос, рот и даже напоминающую солнечные лучи прическу, были обнаружены учеными случайно, когда они направили фонарь в потолок пещеры. До сих пор специалисты не находили в Восточном Тиморе петроглифов (так называют высеченные на камне изображения).

Датировка изображений была проведена по итогам анализа соотношения изотопов урана в образце породы, на котором вырезаны изображения.

Петроглифы довольно часто встречаются в Австралии, Меланезии и на островах Тихоокеанского региона. Считается, что несколько тысяч лет назад Восточный Тимор был населен представителями австралоидной расы, бывшими носителями той же культуры, что и жители Австралии и Меланезии. Позднее на острове обосновались пришедшие из Индонезии монголоиды.