В России построят сверхмощный лазер

Будет построен 10-пучковый суперлазер, который сможет сгенерировать материю из вакуума. Фантастическая идея, но к ее реализации уже приступили. Первый из компонентов, первый лазер, построят в Нижнем Новгороде. Руководить проектом позвали ученого с мировым именем Жерара Муру, который строит лазеры во Франции, США, Канаде. У нас обещал проводить по четыре месяца в году и выучить русский язык.

Илья Андреев разбирался в теме.

Сегодня луч толщиной в несколько миллиметров, а завтра – лазерная установка в миллион раз мощнее самой крупной электростанции в мире. В Нижегородском университете уже приступили к ее созданию. Нижегородский лазер поможет ученым провести ряд фундаментальных исследований и экспериментов со светом в вакуумной среде.

По сути, лазер – это просто концентрированный луч света. Само слово – это аббревиатура, которая с английского переводится как «усиление света посредством вынужденного излучения». Предсказал открытие еще Альберт Эйнштейн, а впервые собрали прибор полвека назад. Сегодня лазеры применяют и в шоу-бизнесе, и в промышленности, и даже в армии. В Нижнем Новгороде собираются использовать сверхмощный пучок света для лечения онкологических больных.

Жерар Муру, директор парижского Института экстремальных световых полей: «Мы намерены заниматься лечением различных видов рака с помощью изучения, которое генерируется такими лазерами. Ионная терапия – лучший способ лечения некоторых видов онкологии».

Лечить рак с помощью лазера умеют уже давно. Но до сих пор медицинские установки отличаются громадными размерами и дороговизной в обслуживании – больным приходится месяцами стоять в очереди. Нижегородские ученые хотят изобрести им замену – компактный и доступный для всех прибор. Среди других планов – разработка систем безопасности. Лазерный луч в некоторых диапазонах обладает свойствами идентифицировать некоторые вещества даже на расстоянии.

Ринат Ахмеджанов, заведующий лабораторией нелинейной спектроскопии Института прикладной физики РАН: «Во-первых, вы можете обнаружить вещества, скрытые под одеждой, под оберткой, в конверте, в стене, под грунтом. И не просто обнаружить, но еще их идентифицировать».

Чтобы физикам лучше думалось, им уже выдали грант на исследования. 150 миллионов рублей. Но для ученых в приоритете фундаментальные исследования. Лаборатория должна войти в европейский мегапроект по созданию целой сети лазерных установок для различных экспериментов. А Нижегородский университет может стать таким же престижным, как европейские вузы.

Роскосмос планирует использовать потерянный спутник по назначению

Спутник военного назначения "Гео-ИК-2", запущенный 1 февраля 2011 года мимо заданной орбиты, можно будет использовать по назначению через год-полтора. Об этом, как предает РИА Новости, рассказал глава Роскосмоса Анатолий Перминов.

По словам руководителя космического агентства, сначала нужно проверить все системы спутника, который находится на нерасчетной орбите. "Думаю, через год-полтора можно будет рассмотреть, что можно сделать с этим космическим аппаратом", - заявил Перминов.

Напомним, "Гео-ИК-2" был запущен с космодрома Плесецк ракетой-носителем легкого класса "Рокот", но в расчетное время не вышел на связь. Позже выяснилось, что вместо круговой орбиты спутник выведен на эллиптическую.

Как сообщали СМИ, основной версией неудачного запуска специалисты считают неполадки электронной системы управления разгонным блоком и носителем. Выяснилось, что двигатель разгонного блока и автоматические системы сработали в штатном режиме.

Нова технология поставит парализованных людей на ноги

Итальянские ученые разработали имплантаты, способные отрасти снова в спинной мозг. Эксперимент был проведен на лабораторных мышах. Данные имплантаты входят в число так называемых биоразлагаемых каркасов, способные объединять пробоины в спинном мозге.

Кроме этого, развитие заполненной жидкостью кисты в месте травмы является одним из главных преград на пути к заживлению. Имплантаты состоят из трубок, направляющих и определяющих рост новых нервных волокон.

По словам ученых из Университета Милана разработали полые нанотрубки. В ширину трубки 0,5 миллиметра и 2-3 миллиметра длиной. Для создания прочной поверхности, их покрывали пептидами, которые способны удерживать клетки снаружи и внутри клеток.

Трубки наполнялись гелем, которые содержали факторы роста, способные влиять на становление нервов. В места повреждений спинного мозга были поставлены имплантаты в кисты. Спустя шесть месяцев, внутри каналов выросли новые нервные волокна. Некоторые из волокон проросли через трубки.