Динозавры и история жизни на Земле

Поиск по сайту



Статистика




Яндекс.Метрика




Северная Атлантика нагревает Арктику

Повышение температуры северной части Атлантического океана до самых высоких показателей за две тысячи лет, вероятно, усилило потепление в Арктике.

Международная группа учёных под руководством Роберта Шпильгагена из Академии естествознания, гуманитарных наук и литературы в Майнце (Германия) показала, что вода в проливе Фрама, между Гренландией и архипелагом Шпицберген, нагрелась в прошлом веке примерно на 2 ?C. Сегодня температура пролива где-то на 1,5 ?C выше, чем во времена средневекового потепления в Северной Атлантике, случившего в 900–1300 годы и повлиявшего на климат Северной Европы и севера Северной Америки.

Специалисты считают, что быстрое потепление в Арктике и снижение площади морского льда связаны как раз с этим явлением. По сведениям американского Национального центра данных по снегу и льду, с 1979 по 2009 год Арктика потеряла больше морского льда, чем площадь Аляски. Некоторые учёные уверены, что Арктика полностью освободится от летнего льда через несколько десятилетий.

«Мы знаем, что Арктика — наиболее чувствительный регион на Земле, но до сих пор никто не мог понять, почему нынешнее потепление протекает так необычно по сравнению с данными за последнюю тысячу лет, — отмечает соавтор исследования Томас Маркитто из Колорадского университета в Боулдере (США). — Оказалось, температура пролива Фрама сильно превышает предыдущие показатели».

Запись метеорологических и океанографических сведений о проливе Фрама ведётся всего 150 лет, поэтому учёным пришлось заняться бурением морского дна. Информацию за два предшествующих тысячелетия специалистам предоставили ископаемые фораминиферы — простейшие организмы, которые предпочитают строго определённые температуры.

В проливе Фрамма властвует ответвление Северо-Атлантического течения, которое является основным поставщиком тепла в Северный Ледовитый океан. Особенно тёплая и солёная вода попадает в Арктику из восточной части пролива. Гольфстрим, питающий Северо-Атлантическое течение, не позволяет берегам Шпицбергена замерзать даже зимой.

«Холодная вода имеет решающее значение для формирования морского льда, который помогает охлаждать планету, отражая солнечный свет обратно в космос, — напоминает г-н Маркитто. — Лёд также играет роль изоляционного покрытия, которое не позволяет океану отдавать атмосфере поглощённое тепло. Тёплая вода — мало льда — горячая Арктика — ещё меньше льда».


Ученые создали водяной реактивный ранец

Вскоре в продажу поступит симпатичное устройство, поразительно напоминающее реактивный ранец, с той только разницей, что «тягу» в нем создает весьма реактивно выбрасываемая вода.

История разработки JetLev началась десять лет назад, когда канадец китайского происхождения Рэймонд Ли изобрел устройство для кратковременного нахождения в воздухе. Оно работало по принципу ранцевых аппаратов на реактивной тяге, но при этом не имело главных недостатков своих предшественников — сверхмалой продолжительности полета и высокого расхода топлива.

Вместо струй сгорающего керосина или перекиси водорода JetLev поднимают вверх струи воды. Аппарат состоит из ранцевой части с рычагами управления, которая соединена 10-метровым шлангом с плавающим по водоему «лодкопоплавком». В нем-то и сила: поплавок не простой, а содержащий двигатель мощностью 250 л. с., обеспечивающий ускорение всасываемого водяного потока.

Ранец-водомет, весящий 14 кг, позволяет парить над морской или озерной гладью со скоростью до 35 км/ч. Продолжительность полета составляет от 1 часа на максимальной скорости до 1,5–2 часов — на «крейсерской». Регулируя силу и направления напора воды, можно подниматься, опускаться и двигаться в разные стороны.

Развлечение вполне безопасно: короткий инструктаж позволит новичку самостоятельно контролировать аппарат. Даже если он ошибётся и упадет в воду, максимум 10 метров — это не та высота, падение с которой чревато серьезной травмой.

Работу над JetLev изобретатель и помогавшие ему канадские научно-исследовательские организации начали в 2003 году, а в марте 2005-го прошли первые тестовые полеты. Теперь аппарат полностью готов к коммерческому производству и продаже. Стоимость изделия составит $175 тыс. Его можно использовать для развлечения на пляжах, сдавая напрокат. Г-н Ли надеется также, что его устройство пригодится для проведения поисково-спасательных операций и ремонтных работ на воде.

В эти дни JetLev демонстрируется на «Яхтенном салоне», который проходит в германском Дюссельдорфе.