Семена сорняков самостоятельно зарываются в землю

Семена растения под названием аистник обыкновенный из семейства гераниевых умеют самостоятельно зарываться в землю. Коллектив ученых сумел заснять этот процесс на камеру. Видео и его описание доступны на портале ScienceNOW. Статья исследователей опубликована в журнале Journal of Experimental Biology.

Аистник обыкновенный Erodium cicutarium относят к сорнякам. Это растение способно разбрасывать свои семена на расстояние до полуметра, и как только зародыши падают на землю, они начинают закапываться в нее. Авторы новой работы впервые сумели запечатлеть, как это происходит, и изучить детали процесса.

В то время пока плод E. cicutarium созревает, семена остаются влажными и не покидают места своего образования. Постепенно они высыхают, и в определенный момент длинный стволик, поддерживающий семя, начинает сокращаться и закручиваться до тех пор, пока не произойдет выброс. Закручивание стволика (его еще называют ость), благодаря которому семя погружается глубже в почву, продолжается после того, как семя падает на землю. В течение нескольких следующих дней по мере суточного изменения влажности семя продолжает зарываться, пока не уйдет в почву на нужную глубину.

Недавно ученые описали еще одно необычное свойство некоторых растений - оказалось, что хищное растение росянка (Drosera capillaris) конкурирует за мелких насекомых с пауками вида Sosippus floridanus. Подобные взаимоотношения между растениями и животными ученые обнаружили впервые.

Ученые усомнились в сроках выхода людей из Африки

Группа ученых предположила, что современные люди могли покинуть Африку на 55 тысяч лет раньше, чем считается. Свои соображения исследователи представили в статье в журнале Science, а коротко их излагает газета The New York Times.

Авторы проводили раскопки в месте Джебел Файя (Jebel Faya) в районе Персидского залива. Они обнаружили каменные орудия, возраст которых оказался равен 127 тысячам лет. Пока ученые не могут с уверенностью сказать, кто именно изготовил эти орудия - Homo sapiens или Homo neanderthalensis. В целом ряде недавних работ было показано, что неандертальцы умели создавать орудия, по сложности не уступающие орудиям наших прямых предков.

На сегодняшний день считается, что современные люди вышли из Африки и начали расселяться по другим территориям около 60-70 тысяч лет назад. Такая точка зрения подтверждается генетическими исследованиями. Если окажется, что найденные на Арабском полуострове орудия были созданы H. sapiens, ученым придется рассмотреть несколько вариантов модификации общепринятой теории.

Одна из возможностей предполагает, что популяция современных людей, изготовивших орудия, действительно покинула Африканский континент раньше, однако ее представители вымерли, не оставив следа в ДНК ныне живущих H. sapiens.

В конце 2010 года коллектив ученых под руководством Сванте Паабо из института эволюционной антропологии в Лейпциге представил доказательства в пользу того, что современные люди скрещивались с неандертальцами. По оценкам исследователей, в ДНК живущих на планете H. sapiens содержится от 1 до 4 процентов генов H. neanderthalensis. Кроме того, Паабо и коллеги описали новый ранее неизвестный ученым вид людей - так называемых денисовцев. Подробнее об этой работе можно прочитать здесь, а интервью со Сванте Паабо находится тут.

Составлена карта мирового научного сотрудничества

Сотрудник консалтинговой компании Science-Metrix Оливье Бошен (Olivier Beauchesne) составил карту мирового научного сотрудничества. Подробности ее создания автор приводит в своем блоге, а саму карту в высоком разрешении можно найти здесь.

Бошен использовал информацию из баз научных статей Scopus и Web of Science - его интересовали данные о месте работы ученых. Если в числе авторов статьи оказывались исследователи из двух разных городов, то Бошен засчитывал взаимодействие между этими населенными пунктами. В итоге Бошен получил большое количество таких пар и нанес их на карту в виде линий, соединяющих города. Чем большее количество связей набиралось для каждой пары, тем более ярким был цвет линии (яркость увеличивалась по логарифмической шкале).

На итоговой карте видно, что наиболее интенсивными оказались связи внутри одного континента. Наибольшее количество межконтинентальных связей образовано между странами Европы и США.

Недавно другой коллектив ученых провел еще одно интересное исследование по сходной тематике. Авторы показали, что статьи специалистов, работающих в непосредственной близости друг от друга, более популярны (то есть их чаще цитируют в статьях других ученых), чем статьи, авторы которых работают в разных местах.