Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Копи царя Соломона ушли от Израиля

Библия рассказывает, что мудрейший царь Соломон, сын Давида, объединивший ранние еврейские царства, правил в 965–928 годах до н. э., вел активную имперскую внешнюю политику и покончил с враждой египтян и евреев, взяв в жены дочь египетского фараона. При нем объединенное Израильское царство достигло наивысшего рассвета.

Однако правитель Израиля известен не только как мудрый судья. С его именем связаны и мифические «копи царя Соломона», про которые большинству из нас поведали книга Хаггарда или снятые на её основе фильмы. Были ли в действительности такие копи и что они собой представляли? Что в них добывали и как – поднимали из шахт, доставали из штолен, выламывали открытым способом? И, самое главное, где они находились?

Большинство археологов уверены, что речь идёт о добыче медной руды, притом едва ли не впервые в истории в промышленных масштабах. А вот на вопрос, где могли находиться эти копи, ответов много. Даже в одном Израиле путешественнику предложат не одно древнее сооружение, которое является «настоящими копями царя Соломона». Наиболее известным местом являются копи в пустыне Негев на юге Израиля, однако это далеко не единственный вариант.

Первым археологом, который подошёл к этому вопросу с научной точки зрения, был американец Нельсон Глюк, опубликовавший в 30-х годах прошлого века книжку «Обратная сторона Иордании».

По мнению Глюка, легендарные копи находились на рудном поле Файнан, расположенном на восточном берегу реки Иордан, на территории современной Иордании.

Согласно Ветхому завету, в X веке до н. э. здесь находилось царство Идумея, подчиненное Израильскому царству, во главе которого стоял Соломон. Здесь, на юго-западе Иорданской пустыни, в местечке Хирбат-эн-Нахас, и находились Соломоновы копи – целый промышленный комплекс по добыче и переработке медной руды. Разного рода артефакты и медный шлак указывали на наличие медного производства, что не оставило у археолога сомнений в верности предположения.

Первая половина XX века вообще была временем романтической библейской археологии. Учёные (а зачастую и авантюристы) были уверены: стоит копнуть поглубже, и череда археологических находок подтвердит события, описанные в Библии. Таким романтиком был и Глюк: в ходе своих раскопок он постоянно сверялся со священной книгой, стараясь отыскать совпадения и артефакты, относящиеся к библейским событиям.

Однако к 1960–1980-м годам позиции «библейской археологии» ослабли, а вместе с ними зашаталась и теория о происхождении медных рудников Файнана – в первую очередь, об их принадлежности царю Соломону. Разрушение фундамента библейской археологии ученые начали с того факта, что окончательное оформление Ветхого завета завершилось лишь в V веке до н. э., то есть через 500 лет после Давида и Соломона, а потому история, описывающая правителей, могла быть сильно приукрашена или вовсе выдумана.

Окончательно же развеять миф о Соломоновых копях взялись археологи Исраэль Финкельштейн и Нил Ашер Зильберман в своей книге «Давид и Соломон», вышедшей в Нью-Йорке два года назад. В книге они описывают результаты тщательного исследования иорданских артефактов, проведенного британскими учеными в 70–80-х годах прошлого столетия. Все находки, сделанные в Файнанских нагорьях и датированные с помощью относительного метода датировки керамики, были отнесены не ранее чем к VII веку до н. э. Отсюда учёные заключили, что медь в идумейских землях начали добывать через три века после Соломона, а потому находка Глюка к легендарным копям никакого отношения не имеет.

Вернуть Идумейскому царству статус сырьевого придатка Соломоновой империи взялись Томас Леви из Калифорнийского университета в Сан-Диего, иорданский археолог Мохаммад Надджар и их коллеги.

Они проводят раскопки в долинах Файнана с начала XXI века. По мнению учёных, предыдущие руководители раскопок, работавшие главным образом в гористых районах Файнана, совершенно напрасно оставили без внимания низменные долины, богатые медной рудой. С 2002 года ученые сосредоточили свои усилия на местечке Хирбат-эн-Нахас. Здесь на площади рудников около десяти гектаров сохранились останки древней крепости и более ста строений, которые археолог Глюк впервые обозначил как средоточие Соломоновой медной индустрии.

Первые интересные с научной точки зрения образцы были выкопаны в Хирбат-эн-Нахасе сотрудниками Германского музея горного дела в 1990-х годах.

С помощью радиоуглеродного датирования немцы показали, что освоение этих рудников произошло не позднее, чем в IX веке до нашей эры.

Новые образцы, исследованные Леви и Надджаром, были обнаружены при раскопках в районе ворот крупнейшей древней крепости файнанского региона, здания, предназначенного для обработки медного шлака, и небольшой шлаковой насыпи, в которую ученым удалось углубиться на 1,2 метра. Всего же глубина археологических раскопок достигла более чем семи метров и остановилась на слое почвы, служившем поверхностью для возведения крепости древними зодчими.

Здесь ученые провели дополнительный стратиграфический анализ, а также радиоуглеродный анализ тридцати семи новых образцов в лабораториях Оксфорда и Гронингена. Образцы по большей части представляли собой семена или деревянные изделия из гребенщика (тамариска), использовавшиеся в металлургическом процессе.

Дополнительными артефактами послужили образцы египетского происхождения – скарабей и амулет, найденные в культурном слое, который ученые ассоциировали с серьезным перерывом в работе и развитии рудников. Это совпадение хорошо сочетается с библейскими текстами о военной кампании египетского фараона в конце X века до н. э., развернутой сразу после смерти Соломона с целью подорвать экономические основы Израильского царства. Результаты своей работы ученые изложили в статье, опубликованной в Proceedings of the National Academy of Sciences.

По новым данным, сложное устройство общества и развитая металлургия пришли в эти края в XII–IX веках до н. э., а потому медные рудники вполне могли принадлежать царю Соломону. Более того, по этим же данным,

пик металлургической активности в этих краях пришелся на IX век, что также подтверждается библейскими текстами.

Они описывают Идумею как древнее царство, отделившееся от объединенного Израиля после смерти Соломона в 928 году до н. э. и активно враждовавшего с Иудеей.

Согласно общепринятой точке зрения, к библейским рассказам об Идумее стоит относиться только как к легенде. Однако, по мнению Леви, прецизионные методы датировки, использованные им, исключают возможность двойного толкования результатов работы и самым явным образом указывают на связь между библейскими историями и историей человеческой цивилизации. Археолог надеется, что подход к работе, продемонстрированный им, может помочь археологам, интересующимся священными текстами индийской Махабхараты или исландскими сагами.

Сам же Леви надеется в будущем точнее выяснить, кто же все-таки был основным хозяином этих рудников – Соломон ли с Давидом или идумейские правители, ставшие данниками Ассирии после распада Израильского царства.