Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




В Москве появился уникальный электронный мозг

Хотя называется супермашина вполне ординарно - К-100, - возможности ее поистине безграничны.

Уникальный электронный мозг увидела Наталья Трофимова.

Монитор, клавиатура - с виду обычный компьютер, если не учитывать, что мозг этой машины размерами с небольшую комнату и думает он со скоростью 100 триллионов операций в секунду. В Институте прикладной математики им. Келдыша создали терафлопный кластер, по-простому - суперкомпьютер.

Юрий Смольянов, завотделом вычислительных комплексов Института прикладной математики им. Келдыша РАН: «Кластеров то много, но не все эти кластеры используют ускорительные платы. И второе, мы использовали свою собственную коммуникационную сеть».

За счет отечественных разработок удалось этот гигантский компьютер посадить «на диету». Для сравнения, его зарубежные аналоги потребляют электричества столько же, сколько один из районов столицы. При небольших энергозатратах процесс наращивания мощности ограничивается только размерами комнаты, а где заканчиваются научные возможности, математики еще не выяснили.

Как сделать тихий самолет? Над этим сейчас ломают головы в секторе аэроакустики. Выступающие детали, закрылки, хвост, шасси - все это и создает шумы при посадке. Математики представляют деталь в виде мельчайшей сетки и определяют, какой силы звук издает каждая клеточка.

Андрей Горобец, старший научный сотрудник сектора аэроакустики Института прикладной математики им. Келдыша РАН: «Ставим задачу в очередь, и потом идет выдача данных, вот таких вот циферок. И так оно тикает днями, и потом получается файл с результатами, которые специальной программой обрабатываются уже локально».

Стандартная задача решается уже не месяцами. Например, аэроакустику зазора между закрылками машина посчитает за три дня. Для суперкомпьютера теперь не надо представлять ракеты, автомобили, бурильные установки в виде упрощенных овалов, цилиндров, квадратов - он может посчитать их такими, какие они есть. Еще 5 лет назад задача казалась неразрешимой.

Александр Давыдов, младший научный сотрудник отдела №8 Института прикладной математики им. Келдыша РАН: «Если до этого можно было считать только упрощенные модели, то, например, сейчас, возможно, будет можно считать более детальные. Например, грузовые отсеки и все остальное».

В институте даже знают, как решить с помощью суперкомпьютера проблему всех столичных автомобилистов. Пробки надо просчитать.

Борис Четверушкин, директор Института прикладной математики им. Келдыша РАН: «Не просто так, на глазок, а более обоснованно определить размеры съездов, въездов. Даже если вы на этом сэкономите, скажем, полметра дороги, то с учетом большого протяжения дороги, хотя бы даже МКАД, это миллионы и сотни миллионов рублей».

Только экономия на строительстве дорог может окупить суперкомпьютер за год. Он обошелся математикам всего в 65 миллионов рублей. За рубежом терафлопные технологии стоят от 700 миллионов и выше.


В Юте на борьбу с преступностью отправят дирижабль

Правоохранительные органы города Огден, штат Юта, планируют использовать дирижабль для противодействия преступности. Об этом сообщает агентство Reuters.

С инициативой отправить дирижабль на борьбу с преступностью выступил мэр Огдена Мэтью Годфри (Matthew Godfrey). Он уже внес свое предложение на рассмотрение городского совета. Решение совета ожидается в ближайшие недели.

Дирижабль, который в скором времени может поступить в распоряжение полиции Огдена, создается с применением военных технологий. Он представляет собой 15-метровый аэростат, вытянутый в форме сигары. Он способен летать на скорости около 20 километров в час и на высоте более 120 метров. Дирижабль питается от двух батарей, запаса которых хватает на 4-6 часов.

Для управления дирижаблем предусмотрен как ручной, так и автоматический режим. В первом случае аппаратом удаленно управляет человек, во втором - дирижабль самостоятельно патрулирует местность согласно заранее заданному маршруту.

Основная задача проектируемого аппарата - слежение за обстановкой в городе и оповещение полиции о совершаемых правонарушениях. Для этих целей он оснащен двумя видеокамерами с режимом ночного видения и средствами беспроводной передачи данных. Как отмечает Годфри, дирижабль будет использоваться преимущественно ночью.

Стоимость дирижабля не раскрывается. По заверениям градоначальника, это выгодное вложение, которое наверняка окупится. Как отмечают инженеры, обслуживание дирижабля практически бесплатно - около 100 долларов в месяц. Патрульные вертолеты обходятся полицейскому бюджету намного дороже, подчеркивает мэр Годфри.

Кроме того, мэр отметил, что дирижабль совершенно незаметен с земли, быстр и подвижен, что делает его эффективнее в борьбе с криминалом, чем дорогостоящие и шумные полицейские вертолеты.

При удачном раскладе Огден станет первым городом, принявшим на вооружение полицейский дирижабль, отмечает Reuters. Поставка первого аппарата запланирована на апрель 2011 года.