Древняя наскальная живопись оказалась "живой"

Исследователи обнаружили, что определенный тип древней наскальной живописи в Западной Австралии сохраняет яркость и живость красок благодаря тому, что они живые.

Некоторые наскальные рисунки тускнеют уже через считанные сотни лет, но австралийская наскальная живопись остается свежей и яркой даже через 40 000 лет. И все благодаря микробам.

Исследования показали, что рисунки были колонизированы яркими бактериями и плесенью.

Эти 'биопленки' могут объяснить сложности, которые возникали с датировкой этой живописи.

Джек Петтигрю из Квинсландского университета в Австралии совместно с коллегами исследовали 80 подобных камней с рисунками, которые получили название наскальных рисунков Бродшоу ( в честь естествоиспытателя 19 века, который открыл их). Камни находились в 16 различных локациях в австралийском округе Кимберли.

Они сконцентрировали свои усилия на двух самых старых из известных стилей рисунков Бродшоу - Tassel и Sash, и обнаружили, что большинство из них проявляли признаки жизни, а вот от краски там не осталось и следа.

Команда прозвала этот феномен 'живыми пигментами'.

"'Живые пигменты' - это метафора, смысл которой в том, что эти пигменты из микроорганизмов заменили собой оригинальные красители", - сказал профессор Петтигрю.

"Эти живые организмы живут там на протяжении тысяч лет, что объясняет свежесть рисунков", - добавил он.

Одним из самых частых обитателей наскальных рисунков оказалась черная плесень, которая относится к семейству Chaetothyriales.

Новое поколение этой плесени растет, поедая своих предшественников. А это значит, что если в первоначальном слое краски, который был нанесен десятки тысяч лет назад - содержались споры плесени, то современные обитатели являются их прямыми потомками.

Команда также заметила, что в первоначальной краске могли содержаться питательные вещества, которые 'запустили' взаимное сосуществование между черной плесенью и красными бактериями, которые часто встречаются вместе. Плесень дает бактериям воду, а те, в свою очередь, снабжают плесень углеводами.

Еще предстоит определить вид, к которому относятся красящие микроорганизмы. И суровые природные условия в Кимберли могут стать препятствием для будущих исследований.

"Датирования рисунков Брэдшоу является ключевым для дальнейшего понимания их значения и развития", - сказал он.

У животных есть чувства?

Люди часто считают проявлением чувств такие действия животных как, например, отсутствующий взгляд белого медведя в зоопарке, предполагая, что он грустит, или взгляд из-под лобья собаки, которая опрокинула ведро с мусором и выражает, таким образом, стыд. Но ученые пока еще не определили, означают ли действительно что-нибудь эти свойственные людям выражения. Кроме всего прочего, очень трудно изучить собачий ум.

Ученые считают, что в мозге у людей присутствуют определенные клетки, называющиеся клетки шпинделя, ответственные за человеческое общественное поведение и взаимодействие между мыслями и чувствами. В ходе многочисленных исследований обнаружилось, что в мозге шимпанзе, дельфинов и китов также есть клетки шпинделя. Хотя все эти животные могут действовать подобно людям, присутствие этих клеток у них не означает, что у животных есть чувства.

Ведь даже животные, у которых отсутствуют клетки шпинделя, например, собаки, продемонстрировали поведение, имеющее социальный характер и значение, подобно тому которое присуще человеку. В последних экспериментах выяснилось, что собаки знают, что следуя по направлению указательного пальца человека, они найдут пищу. Ученые сообщают, что это показывает то, что собаки чувствительные к человеческим общественным действиям и способны правильно интерпретировать их. Все же доказательство того, что собаки знают, как находить пищу, вовсе не означает, что у них есть чувства.

Наблюдения за обезьянами также показали, что их поведение было отмечено различными импульсами, которые свойственны человеческому поведению. В некоторых экспериментах, шимпанзе даже продемонстрировали нечто похожее на альтруизм – оказывая помощь, как представителям своего, так и другого вида без ожидания вознаграждения. В природе, мать шимпанзе оплакивает своих мертвых младенцев в течение нескольких недель, демонстрируя нечто вроде грусти.

Другие же эксперименты рассеивают все сомнения относительно того, что поведение животного может быть подчинено чувствам. В последнем исследовании ученый из Колледжа Барнарда изучал поведение собак, с целью выяснить связаны ли их "виноватые взгляды" с плохим поведением. Собак приманили вкусным лакомством, которое их владельцы запретили, им есть. Владельцам собак не было позволено видеть, выполнили ли их домашние питомцы команду или съели предложенное лакомство, но им сообщили о действиях собак в их отсутствие, чтобы они смогли отругать непослушных животных. Как было отмечено далее, виноватый взгляд был у тех собак, которые действительно ослушались хозяина.

Это иллюстрирует трудность в возможности точной интерпретации поведения животного как способ выражение чувств, характерных для человека. Виноватый взгляд означает, что человек испытывает чувство вины, но это не значит, что у собаки происходит нечто подобное, согласно исследованиям Барнарда. Аналогично и с поведением, выражающим оплакивание или сочувствие – это не означает на самом деле, что эти чувства присутствуют в мозгах животных.

С научной точки зрения вида, достаточно забавно считать, что ваша собака улыбается потому что она рада вас видеть.