В прошлом рыбы переплывали Сахару

Геологи и географы из Великобритании считают, что пустыня Сахара не могла быть серьёзной преградой для распространения животных, поскольку в определённые периоды на её территории находилась связанная система водных путей.

«Рыбы переплывали пустыню в последний «влажный» этап её существования, который пришёлся на начало голоцена», — утверждает один из авторов работы Ник Дрейк (Nick Drake), сотрудник Кингз-Колледжа. Его заявление основано на результатах изучения спутниковых снимков и цифровых карт и анализа распространённости животных: 25 североафриканских видов (к примеру, африканский сом Clarias gariepinus, тиляпия Tilapia zillii, хемихромис Hemichromis letourneuxi и улитка Melanoides tuberculata) встречаются и к югу, и к северу от Сахары, а в центральных областях пустыни сохраняются небольшие отдельные популяции этих видов. Скелетные останки и живописные изображения также подтверждают выводы исследователей.

Возможно, путь, проложенный через Сахару, был даже более важным, чем признанный маршрут по долине Нила. Сейчас нильский «коридор» населяют только девять видов, которые встречаются по обе стороны пустыни.

Совершить подобный переход через Сахару могли и люди. Датирование озёрных отложений показало, что в последнем межледниковом периоде, около 125 тысяч лет назад, были сформированы удобные пути для выхода современных людей из Африки.

В будущем, по словам г-на Дрейка, его группа уточнит, когда именно животные получили возможность пересекать Африку. Для этого необходимо выполнить генетический анализ разных видов рыб.

В Турции найден древнеримский город

На юго-востоке Турции в иле Кахраманмараш обнаружен древнеримский город Гермениция (Germenicia).

Всё началось с того, что в 2007 году «чёрными» археологами в подвале некоего дома была найдена искусная старинная мозаика. Предварительные исследования показали, что она современна аналогичным произведениям искусства из соседних городищ Зевгма и Ямаджевлер. После этого начались официальные раскопки.

Гермениция была построена во время правления императора Калигулы (37–41 годы) и названа в честь его отца. Город был довольно большим и очень богатым. Одно время он даже чеканил собственную монету. Вплоть до конца античности здесь строились шикарные виллы. Мозаика была найдена как раз на полу первого этажа одного из таких домов, возведённых около 400 года.

По самым осторожным оценкам, здесь находилась примерно сотня вилл с 15–20 комнатами в каждой.

Конец Гермениции неясен. Возможно, город был разрушен в результате нашествий и пожаров, а его развалины — погребены оползнями, вызванными землетрясениями.

О существовании этого поселения историкам было прекрасно известно. Точное его местонахождение, однако, оставалось загадкой.

Турецкие власти взялись за дело с огромным энтузиазмом. Определены 19 земельных участков, которые могут представлять интерес для археологов, пять из них уже экспроприированы, на трёх ведутся раскопки, все мешавшие дома снесены. По завершении работ на месте Гермениции будет открыт музей под открытым небом.

Приглашения принять участие в исследовании разосланы 44 университетам всего мира.

Подготовлено по материалам Anatolia News Agency.

Современные японские алхимики синтезировали псевдопалладий

Сплав, аналогичный по свойствам редкому и драгоценному металлу палладию, разработала группа исследователей из Киотского университета. Использованную при изготовлении сплава технологию японские учёные назвали "современной алхимией".

Исследователи помещали соседние с палладием элементы периодической таблицы Менделеева родий и серебро в особую химическую среду. Затем они нагревали металлы до высоких температур. В результате нехитрых манипуляций атомы двух металлов перемешивались до однородного состояния!

Полученный в итоге сплав родия и серебра обладает свойствами, присущими палладию. В частности, сплав - хороший катализатор, как и палладий, то есть стимулирует протекание химических реакций, которые в отсутствие палладия не протекают.

Разработанный японскими учёными способ получения заменителя палладия вряд ли будет широко использоваться в промышленности из-за высокой стоимости входящего в сплав родия. Однако сотрудники университета Киото планируют продолжать исследование данной технологии, использование которой в перспективе может снизить зависимость Японии от зарубежных поставок редких металлов.

Кроме того, лидер исследовательской группы Хироси Китагава заявил, что в дальнейшем его учёные намерены найти аналогичные способы получения других редких металлов, сообщает ИТАР-ТАСС.