Шершни способны "питаться" солнечной энергией

Особое строение тела восточных шершней, распространённых от Южной Европы и Африки до Индии с Китаем, позволяет им превращать солнечный свет в электричество. Кроме того, механизм обмена веществ происходит у них не так, как у других насекомых.

«Живые электростанции» относятся к виду Vespa orientalis и являются единственными представителями шершней, которые выносят сухой климат. Более того, в разгар светового дня их активность значительно усиливается.

Учёные давно заметили эту особенность, однако объяснить её они смогли только сейчас. Открытие сделала команда энтомологов из Израиля и Великобритании под руководством доктора Мариана Плоткина, представляющего Университет Тель-Авива.

При помощи атомно-силового микроскопа исследователи обнаружили, что часть спины и брюшка насекомого, окрашенная в ярко-жёлтый цвет, имеет особое строение. Она состоит из перекрывающих друг друга выступов, в каждом из которых имеется крошечное отверстие. Попав в такую «ловушку», солнечный луч вступает в биохимическую реакцию с пигментом ксантоптерином, в результате чего выделяется электрическая энергия.

Остальная часть тела Vespa orientalis имеет коричневый оттенок. Кожица здесь покрыта сетью бороздок, которые рассеивают солнечный свет.

Было сделано и ещё одно удивительное открытие, связанное с этим видом. Метаболизм у восточных шершней осуществляется в желтом пигментном слое, тогда как у большинства насекомых это происходит в так называемом жировом теле, которое расположено в брюшке и выполняет примерно те же функции, что и человеческая печень.

Первый стабильный сверхтяжелый элемент найден?

Сверхтяжёлый элемент рентгений, имеющий атомный номер Z = 111, был синтезирован искусственно лишь в 1994 году. Период полураспада самого долгоживущего из известных его изотопов исчисляется десятками секунд.

В химическом отношении элемент близок к золоту, и его соседство с благородным металлом не должно никого удивлять; куда сложнее объяснить, как ему удалось сохраниться до наших дней. Поскольку в 2009 году авторы опубликовали в International Journal of Modern Physics E предварительное сообщение о нахождении изотопов с массовым числом 261 и 265 в золоте, которые были идентифицированы как 261Rg и 265Rg, ответ у них уже готов: в опытах регистрируются некие долгоживущие изомерные состояния.

Своё новое заявление учёные постарались сделать более убедительным, причём целью эксперимента на этот раз стало не простое обнаружение, а повышение относительного содержания 261Rg в образце. Взяв 16 мг 99,999-процентного золота, физики нагрели его до 1 127 ?C (значения, на 63 градуса превышающего температуру плавления) и две недели продержали в вакууме, рассчитывая на то, что интенсивность испарения Rg окажется более низкой. Затем остаток растворили в царской водке, высушили и добавили азотную кислоту, подготовив материал для исследования по методике масс-спектрометрии с индуктивно связанной плазмой и секторным полем.

Соотношение содержания Rg и золота в растворе, по уверению исследователей, оказалось равно 2•10-6, что на 3–4 порядка превышает исходное значение.

Разумеется, этот результат будет принят далеко не всеми и нуждается в дополнительной проверке. Другие статьи группы г-на Маринова (к примеру, сообщение об обнаружении унбибия, элемента с атомным номером 122, в природном тории) также вызывали неоднозначную реакцию.

Skype будет работать в браузере

Уже в начале следующего года компания Skype, поддерживающая самый популярный в мире сервис IP-телефонии, намерена выпустить веб-версию телефонного клиента, которая будет работать непосредственно в браузере. В настоящий момент пользоваться услугами голосовой и видеосвязи Skype можно лишь при помощи специальной программы.

Новый сервис будет "облачным", то есть на компьютере пользователя будет запускаться лишь визуальный интерфейс, отправляющий запросы, а обработка данных будет осуществляться на серверах Skype. В свою очередь, владелец Skype-аккаунта будет избавлен от необходимости скачивать и устанавливать на компьютер лишнюю программу.

Напомним, что в конце августа нынешнего года о возможности совершать звонки непосредственно в браузере сообщили разработчики сервиса Google Voice, который позиционирует себя как конкурент Skype. Вскоре после анонса новой возможности серверы компании едва не обрушились под наплывом желающих совершить звонок. Кроме того, достаточно давно существует веб-клиент сервиса ICQ, также запускающийся непосредственно в браузере.