Почему ничего глобального не произойдет в 2012 году?

Почему ничего глобального не произойдет в 2012 году? Потому что, по версии Турчина, столкновение Земли с астероидом, взрыв сверхновой звезды, гамма-всплески и т.п. относятся к группе глобальных природных рисков. Их вероятность - тысячные доли процента. Но даже если астрономы прозевали приближение какого-то небольшого астероида, то радиус его поражения не более 100 км, это не глобальная катастрофа.

Других природных рисков, вроде солнечных вспышек или исчерпания энергетических ресурсов футуролог Турчин опасается меньше. Сложнее со смешанными природно-антропогенными рисками. Если в результате конфликтов взорвутся все нефтяные скважины в океанах, то разлив нефти уничтожит планктон, что приведет к катастрофическому потеплению океана. Другой риск: уже сейчас с помощью современных бурильных установок можно пробить 8-километровую магматическую крышу сверхвулкана, заложить в активную зону ядерный заряд и вызвать катастрофическое извержение.

Глобальное потепление из-за выбросов углекислоты футуролог Турчин к глобальной угрозе цивилизации не относит. Если Петербург и затопит, то не раньше, чем в конце ХХI века. Впрочем, говорит он, уже сейчас инженеры разрабатывают гигантские сооружения для заброса в стратосферу соленой воды или диоксида серы для смягчения парникового эффекта.

Главные глобальные риски человечество придумывает себе само. Г-н Турчин делит их на пять групп: атомные, био-, нано-, информационные риски, а также искусственный интеллект.

Атомные риски менее вероятны, хотя лазерное обогащение урана сильно удешевило процесс производства ядерного оружия.

Главная биоугроза – искусственные вирусы, создаваемые биохакерами. Расшифровки геномов к 2020 году будут дешевы и поставлены на поток. Недавно сделали контрольный опыт: вирус полиомиелита мышей непрофессионалы создали за три недели с помощью интернета и простейших заготовок. Когда на Аляске в вечной мерзлоте нашли вирус «испанки», его код расшифровали и выложили в Сеть. Быстро опомнились и убрали, но времени для скачивания было достаточно.

Нанориски - прежде всего, нанороботы, которые будут невидимы и могут использоваться в качестве оружия.

Информационные риски, вроде сбоя в глобальных системах управления, на этом фоне выглядят безобидными. Был в мае сбой в системе торговли акциями, все программы вдруг стали их продавать. Доу-Джонс рухнул, но на следующий день вернулся на место.

Главным глобальным риском (с вероятностью наступления конца света 50:50) Алексей Турин считает искусственный интеллект (ИИ). По его мнению, к 2030 году будет создан саморазвивающийся ИИ, который будет превосходить человека во всех видах деятельности. И тогда появятся проблемы враждебного ИИ, борьбы ИИ между собой.

Выход видится Турчину в создании этического или дружественного ИИ. Но времени остается мало, а человечество легкомысленно верит, что все обойдется, или, говоря языком футурологов, совершает когнитивные ошибки.

Лекарство от простуды в ближайшем будущем?

Даже после того как вирус простуды заразил ваши клетки, иммунная система тела все еще может с ним бороться. Новость об этом уже описывается в СМИ как прорыв и обещание разработки лекарства от простуды, и хоть подобные заявления явно преувеличены, открытие действительно заслуживает внимания.

Лео Джеймс (Leo James) и его коллеги из лаборатории молекулярной биологии в Кембридже показали, что антивирусные антитела могут проникать в клетки вместе с вирусом. Как только они оказываются внутри, антитела принимаются за уничтожение вирусов. До сих пор считалось, что антитела работают лишь за пределами клеток.

«Красота в том, что для каждого события заражения, каждый раз, когда вирус проникает в клетку, появляется и возможность для антител в клетке уничтожить вирус. Это ключевое отличие от принятой концепции иммунитета. Сейчас мы обращаем внимание лишь на специальные иммунные клетки вроде Т-клеток (белые кровяные тельца), которые патрулируют тело и уничтожают все инородное» – сообщил ученый в интервью «The Independent».

Открытие может привести к созданию нового класса антивирусных препаратов, которые работают путем «усиления естественных возможностей клеток по уничтожению вирусов». Более подробно открытие описывается в статье в «Proceedings of the National Academy of Sciences».

Но стоит помнить, что подобных лекарств пока нет. На данный момент в исследовании были использованы лишь человеческие клетки специально выращенные в лаборатории. Открытие еще предстоит проверить на животных, и лишь в случае положительного результата возможен переход на следующий этап разработок.