Найдены останки самого древнего китайца

В Китае обнаружены останки Homo sapiens, возраст которых превышает возраст всех найденных до сих пор вне Африки представителей этого вида. Статья с описанием находки опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Коротко о работе пишет National Geographic.

Возраст челюсти и нескольких зубов, найденных в пещере Чжижэньдун (Zhirendong) на юге Китая составляет около 100 тысяч лет. Челюсть содержит как продвинутые, так и примитивные черты, и ее анатомия отличается и от найденных ранее в Китае останков современного человека, и от древних останков H. sapiens, обнаруженных в восточной Африке и юго-западной Азии.

До сих пор считалось, что предки современного человека начали мигрировать с африканского континента и расселяться по планете около 60 тысяч лет назад. Найденные в Китае останки пока никак не вписываются в этот сценарий, который, однако, подтверждается данными генетического анализа.

Ученые также отмечают, что первые признаки характерной для современных людей, хотя и примитивной, культуры появились в Китае около 30 тысяч лет назад. Таким образом, H. sapiens развили характерные для этого вида культурологические особенности спустя довольно продолжительное время после того, как прибыли на территорию Китая (если датировка новых останков и их причисление к виду H. sapiens окажутся верными).

Совсем недавно другой коллектив исследователей представил доказательства, что предки человека разумного вышли из Африки приблизительно на 10 тысяч лет позже, чем было принято считать. Ученые сделали такой вывод, проанализировав найденные на территории Индии и Аравийского полуострова каменные орудия, изготовленные H. sapiens.

Орбиту МКС изменили из-за космического мусора

Орбита Международной космической станции была поднята на 700 метров для того, чтобы избежать столкновения с обломком неизвестного происхождения. Об этом сообщает "Интерфакс" со ссылкой на руководителя пресс-службы подмосковного Центра управления полетами (ЦУП) Валерия Лындина.

Маневр по уклонению станции выполнен при помощи двигателей пристыкованного к МКС корабля "Прогресс М-07М". Восемь двигателей причаливания и ориентации корабля включались в 14:28 по московскому времени и проработали около трех минут.

По расчетам, после выполнения маневра МКС пролетит в 1,5 километрах от обломка. Как отметил Лындин, если бы орбита МКС не была изменена, то фрагмент космического мусора пролетел бы в 50 метрах выше нее, в 1,3 километра сзади и в 500 метрах сбоку.

Угроза столкновения с космическим мусором возникает на МКС не впервые. В марте 2009 года обитатели станции эвакуировались в пристыкованный корабль "Союз", чтобы отстыковаться от МКС в случае налета станции на облако космического мусора.

Космический туризм признали опасным для климата

Регулярные запуски суборбитальных туристических кораблей, которые планируется начать в ближайшие годы, могут способствовать росту температур на Земле. К такому выводу пришли ученые, разработавшие компьютерную модель влияния выбросов образующейся при неполном сжигании топлива сажи на климат планеты. Статья исследователей принята к печати в журнал Geophysical Research Letters, а коротко о ней пишет New Scientist.

Ученые рассчитывали количество сажи, ежегодно выбрасываемое при совершении тысячи суборбитальных полетов в год (приблизительно на такой уровень компании, занимающие космическим туризмом, планируют выйти к 2020 году). Для упрощения модели исследователи принимали, что все корабли выбрасывают сажу над частным космодромом "Америка" (Spaceport America), который строится в штате Нью-Мексико.

В качестве модельного ученые рассматривали космический корабль SpaceShipTwo, разрабатываемый компанией Virgin Galactic. У исследователей не было точных данных относительно количества сажи, выбрасываемой двигателями SpaceShipTwo, однако они приняли (исходя из имеющихся данных по сходным типам двигателей), что при тысяче полетов таких кораблей будет выброшено около 600 тонн сажи. При этом на полюсах повысится температура - в среднем рост составит около 0,2 градуса Цельсия, а зимой в каждом из полушарий будет доходить до 1 градуса. Пока ученые не могут объяснить точный механизм влияния выбросов сажи на климат.

В общей сложности, туристические космические корабли (если индустрия выйдет на ожидаемый уровень развития) будут выбрасывать больше сажи, чем гражданские лайнеры. В отличие от самолетов, которые выбрасывают несгоревшие остатки топлива на низких высотах, откуда они "вымываются" с осадками, выбросы суборбитальных кораблей концентрируются на высоте 40 километров и выше, и могут оставаться там до десяти лет.

Коллеги авторов неоднозначно отнеслись к новой работе. По мнению критиков, для того чтобы давать более или менее точные оценки, у ученых недостаточно данных. Не все из разрабатываемых в настоящее время космических кораблей используют твердое топливо, и количество продуктов неполного сгорания может сильно варьироваться в зависимости от типа двигателя.