Обнаружена скрытая собственной пылью сверхновая

Астрономы из США, Польши и Австралии отыскали объект, похожий на сверхновую, в галактике, удалённой примерно на три миллиарда световых лет от Земли.

Источник, получивший обозначение SDWFS-MT-1, был обнаружен при изучении данных, собранных телескопом «Спитцер» в рамках проекта Deep Wide Field Survey. Наблюдения проводились в средней ИК-области спектра, на длинах волн 3,6–8,0 мкм, в период с 2004-го по 2008 год.

Такие проекты хорошо подходят для поиска активных ядер галактик (сверхмассивных чёрных дыр в центральных областях галактик), но никак не сверхновых, которые сложно выделить в среднем ИК-диапазоне; тем не менее зарегистрировать один очень необычный объект авторам удалось. Он появился на снимках, сделанных на втором этапе наблюдений (в начале августа 2007 года); через шесть месяцев, в начале февраля 2008-го, стал чуть менее ярким; ещё через месяц сильно потускнел. Его отличала чрезвычайно высокая светимость, оцениваемая в 6•1043 эрг/с; за полгода общий объём излучаемой энергии, таким образом, вырос приблизительно до 1051 эрг. «Наше Солнце не может отдать столько за всё время своего существования», — говорит участник исследования Шимон Козловски (Szymon Kozlowski) из Университета штата Огайо.

Наблюдения в видимой области спектра, выполненные в гавайской Обсерватории им. Кека, убедили астрономов в том, что SDWFS-MT-1 нельзя считать активным ядром галактики. Рассмотрев некоторые другие варианты происхождения источника (скажем, гравитационное линзирование и гамма-всплеск), учёные заключили, что эти гипотезы также не соответствуют действительности.

Оставалось одно объяснение: SDWFS-MT-1 — это сверхновая типа IIn, параметры вспышки которой модифицировала окружающая пыль. Масса взорвавшейся звезды, как высчитали авторы, должна была превышать 50 солнечных. Столь крупные светила в конце своей эволюции обычно «сбрасывают» большое количество вещества; в нашем случае один такой выброс произошёл приблизительно за 300 лет до вспышки, а второй — всего за четыре года. Попавшие в пространство газ и пыль, вероятно, сформировали две медленно расширяющиеся концентрические оболочки массой около 10 солнечных и радиусом (на момент взрыва) в ~150 а. е. и 0,05 пк, которые и преобразовали излучение SDWFS-MT-1.

Подготовлено по материалам Университета штата Огайо.

Планета Gliese 581g может быть обитаема

Астроном из Австралии заметил в районе экзопланеты Gliese 581g некие вспышки.

Австралийский ученый Рагбир Бхатал утверждает, что вспышки, замеченные им в районе недавно открытой планеты Gliese 581g, весьма напоминают действие лазера. Это позволило ему сделать вывод, что Gliese 581g может быть обитаема.

Свои наблюдения Бхатал сделал в рамках работы в международном проекте SETI (Search for Extraterrestrial Intelligence), главной задачей которого является как раз поиск внеземного разума.

Однако, коллеги астронома его оптимизма не разделяют.

«Я знаю этого ученого, и после того, как он впервые объявил об увиденном, я попросил у него поделиться деталями произошедшего, однако он отказался их мне прислать. Мне это кажется очень подозрительным», - заявил астроном Фрэнк Дрейк, один из основателей проекта SETI и автор уравнения Дрейка. Это формула, позволяющая рассчитать количество внеземных цивилизаций, с которым у людей есть шансы вступить в контакт.

Gliese 581g была открыта Стивеном Вогтом из университета Калифорнии и Полом Батлером из вашингтонского Института Карнеги 29 сентября этого года. Эта планета находится в системе красного карлика Gliese 581 на около 20,5 световых лет от Земли.

Радиус Gliese 581g примерно в полтора раза превышает земной. Она тяжелее Земли приблизительно в 3-4 раза.

Ученые, открывшие планету, полагают, что температура воздуха на ее поверхности должна колебаться от -34 °С до +71 °С. На ней вполне может иметься вода в жидком состоянии, что необходимо для возникновения жизни. Стивен Вогт назвал планету «Мир Зармины» в честь своей жены, пишет портал Yтро.Ru.