Специалисты БАК получили первые данные о прелестных мезонах

Физики, анализирующие данные с одного из детекторов Большого адронного коллайдера, представили первые данные о рождении B-мезонов, или прелестных мезонов. Статья ученых принята к публикации в журнал Physics Letters B, ее препринт можно найти на сайте arXiv.org. Коротко о работе пишет портал "Элементы.Ру".

B-мезон - это элементарная частица из группы сильно взаимодействующих бозонов, состоящая из тяжелого анти-b-кварка (одного из самых тяжелых кварков) и легкого кварка. Изучение B-мезонов, в частности, важно для исследования нарушения CP-инвариантности, или просто CP-нарушения. Эта особенность нашей Вселенной "ответственна", например, за преобладание материи над антиматерией.

Экспериментальные наблюдения рождения B-мезонов показали, что эффективное сечение рождения этих частиц в несколько раз больше теоретически предсказанных значений. Это несоответствие получило название b-проблемы. Авторы новой работы, в числе прочего, хотели проверить, будет ли b-проблема проявлять себя на БАК, где были достигнуты огромные энергии столкновений.

Пока специалисты обработали не очень большое количество информации, однако на данный момент они не обнаружили b-проблемы. В ближайшем будущем ученые намерены продолжить обработку данных и уточнить предварительные результаты.

Большой адронный коллайдер - самый крупный на планете ускоритель элементарных частиц (длина его ускорительного кольца составляет 27 километров). Он был запущен в сентябре 2008 года, однако через 9 дней из-за аварии его работа была прервана более чем на год. После повторного запуска в ноябре 2009 года на БАК были достигнуты рекордные энергии столкновений. Недавно один из руководителей проводимых на коллайдере экспериментов обнародовал планы его развития до 2035 года.

Переселение людей из Африки перенесли на 10 тысяч лет

Группа британских ученых представила доказательства, что представители вида Homo sapiens вышли из Африки как минимум на 10 тысяч лет раньше, чем принято считать. Работа исследователей пока не опубликована в рецензируемом научном журнале. Коротко о ней пишет портал BBC News.

Исследователи работали на территории Индии и Аравийского полуострова, по которой, как считается, пролегали пути миграции людей и которая сейчас необитаема. В ходе раскопок специалисты обнаружили несколько каменных орудий, размер которых колеблется от 2 до 10 сантиметров. По мнению авторов работы, эти орудия были изготовлены именно H. sapiens, а не представителями других видов рода Homo, например неандертальцами. Этот момент важен по той причине, что другие виды людей независимо от H. sapiens выходили из Африки намного раньше.

Датировка показала, что возраст найденных орудий составляет около 70 тысяч лет (в частности, некоторые из них были обнаружены в слое вулканического пепла, оставшегося после извержения вулкана Тоба, которое произошло 74 тысячи лет назад). Если выводы исследователей подтвердятся, это будет означать, что около 70 тысяч лет назад человек разумный уже покинул Африканский континент и начал осваивать другие районы Земли.

Новые результаты противоречат общепринятой на сегодня точке зрения, предполагающей, что представители H. sapiens начали расселяться по планете приблизительно 60 тысяч лет назад. Эта оценка основана на данных генетического анализа.

Метан в атмосфере Марса - загадка для ученых

Концентрации метана в атмосфере Марса меняются в зависимости от времени года и географических районов, впервые установили итальянские ученые Сержио Фонти (Sergio Fonti) из Университета Саленто (Лечче, Италия) и Джузеппе Марцо (Giuseppe Marzo) из Исследовательского центра Эймса НАСА.

Авторы исследования представили на конгрессе Европейского планетологического общества в Риме результаты изучения поведения метана в атмосфере Марса по данным наблюдений, проведенных с июля 1999 года по октябрь 2004 года с помощью термоэмиссионного спектрометра на борту зонда Mars Global Surveyor.

Впервые следы метана в атмосфере Марса были обнаружены с помощью наземных телескопов в 2003 году. Помимо метана, атмосфера Марса содержит 95% двуокиси углерода, 3% азота, 1,6% аргона, а также небольшие количества кислорода и воды.

Итальянские исследователи впервые обнаружили сезонность в распределении атмосферного метана в различных районах Марса. Как оказалось, концентрация метана наиболее высока в осенний период в северном полушарии планеты, а наиболее сильно они снижаются зимой. Весной начинается повышение концентрации газа: наибольшая скорость ее роста наблюдается летом.

Неожиданностью для ученых стало то, что летом наивысшие концентрации метана отмечены в южном полушарии.

"Возможно, это связано с естественной циркуляцией газов в атмосфере, но такое предположение должно быть подтверждено с помощью компьютерного моделирования", - говорит Фонти, слова которого приводит пресс-служба конгресса.

Метан в атмосфере красной планеты находится в очень ограниченном числе мест. Есть три области, в которых уровни метана наиболее высоки - это Земля Аравия (Arabia Terrae), а также вулканические районы Тарсис (Tharsis) и Элизиум (Elysium). Максимальная концентрация метана отмечена в районе Тарсис, где возможны активные геологические процессы.

Механизм поведения метана в атмосфере Марса до сих пор остается загадкой для ученых. Как было показано ранее, стабильные молекулы метана исчезают из атмосферы Марса гораздо быстрее, чем это следует из существующих химических моделей. Прояснить этот вопрос должны результаты дальнейших исследований Марса.