"Бурная молодость" древних галактик

Космический телескоп "Спитцер" "заглянул" на 10 миллиардов лет назад и запечатлел процессы активного звездообразования в древних массивных галактиках скопления CLG J02182-05102, ученые сравнивают это открытие с "юношескими фотографиями твоей кроткой бабушки, где она отплясывает на вечеринке", сообщает пресс-служба Лаборатории реактивного движения (JPL) НАСА.

Скопление CLG J02182-05102, обнаруженное в мае 2010 года, состоит примерно из 60-100 галактик. Оно считается одним из самых древних и удаленных от Земли: фактически астрономы наблюдают эти галактики спустя всего четыре миллиарда лет после Большого взрыва. CLG J02182-05102 выглядит непривычно "молодо" для своего возраста, отмечают ученые, чья работа опубликована в журнале Astrophysical Journal Letters.

Группа под руководством доктора Ким-Ви Тран (Kim-Vy Tran) из Техасского университета A&M изучила скопление с помощью инструментов телескопа "Спитцер" и обнаружила, что в значительной части галактик идет активное звездообразование - "рождаемость" в них составляет сотни и тысячи звезд в год, что значительно больше, чем у "соседей".

При этом звездные "колыбели" в центре скопления активнее, чем у его краев, что, по словам ученых, совершенно не соответствует закономерностям, выявленным в нашей части Вселенной. Центры близких нам скоплений - это галактические "кладбища", где находятся массивные эллиптические галактики и старые звезды, отмечают они.

"Общепринятая отличительная черта галактической эволюции - уменьшение доли галактик в стадии звездообразования по мере роста их плотности. Иными словами, в "полях" таких галактик больше, чем в "густонаселенных" центрах скоплений. Однако в нашем скоплении у многих галактик темпы звездообразования сопоставимы с показателями "родственников" в менее плотных регионах", - пояснила Тран, которую цитирует пресс-служба.

В качестве вероятного объяснения этого несоответствия руководитель группы упомянула, в частности, возможность активизации галактик в "густонаселенных регионах" в результате их взаимодействия. Кроме того, возможно, что все галактики в "молодости" Вселенной были крайне активными.

Наблюдения за соседними скоплениями показывают, что они состоят из звезд возрастом не менее 8-10 миллиардов лет. По словам астрономов, это означает, что CLG J02182-05102 подходит к окончанию периода активного звездообразования. "Поймав" момент, когда массивное скопление переходит из активной стадии в пассивную, ученые смогут точнее определить механизм и причины этого перехода.

"Заглянув далеко во Вселенную, мы нашли недостающее звено между активными галактиками и дремлющими громадинами в нашем регионе. Наше открытие указывает, что последующие исследования скоплений галактик с таким красным смещением будут особенно продуктивными и важными для понимания процесса образования массивных галактик как функции от окружающей их среды", - заключила Тран.

Ученые намерены продолжить работу с CLG J02182-05102. В частности, планируется, что на необычное скопление "взглянут" космические телескопы "Хаббл" и "Гершель".

Изобретена лодка-акула

Компания Innespace представила новую версию моторной лодки под названием Seabreacher X. Внешне модель, рассчитанная на двух человек, напоминает акулу длиной 3,6 м. Благодаря двигателю мощностью 260 лошадиных сил на воде она способна передвигаться со скоростью 80 км/час, под водой – 40 км/час.

Лодка оборудована видеокамерой в виде шноркеля, которая во время погружения передает видео в режиме реального времени на монитор.

Также Seabreacher X имеет систему GPS-навигации и стереосистему с док-станцией для iPod.

Стоимость лодки составляет 94 тыс. долларов. Компания планирует построить с десяток таких моделей, сообщает Telegraph.