На Луне обнаружили минерал оливин

В результате обработки данных, полученных японским зондом "Кагуя" при исследовании Луны, ученые обнаружили минерал оливин.

Интерес это вызвало потому, что этот силикатный минерал, содержащий железо и магний, является одним из основных составляющих элементов мантии нашей планеты. Оливин обнаружили на краях кратеров, например таких как Коперник и Аристах.

Эта находка подтверждает версию большинства астрономов о происхождении Луны. По гипотезе, Луна образовалась ориентировочно 4,5 миллиарда лет назад в результате столкновения Земли и крупного небесного объекта. И так как Земля была тогда огромным шаром из лавы, то в результате удара из нее выбило большой кусок расплавленной материи.

Луна была покрыта океаном лавы, после тяжелые вещества опустились вниз, а легкие затвердели и образовали поверхность (наличие океана лавы исследования японского аппарата также подтверждают). Большая часть оливина потом все же покинула Луну из-за огромного числа метеоритов, падавших на нее. Статья об этом открытии японских ученых была опубликована в Nature Geoscience.

Марсоход Phoenix изучает марсианскую почву

Марсоход Phoenix взялся за марсианский грунт. Точнее - за поиск в нем благоприятных для существования жизни элементов. В пятницу он взял на анализ горстку почвы в районе Северного полюса.

Новые фотографии, отосланные на Землю космическим кораблем, показывают его автоматизированную двухметровую руку, расположенную над полуоткрытыми створками миниатюрной печи, готовой нагреть образцы и провести их детальный химический анализ.

Образцы грунта в совке-манипуляторе, зависшем над полуоткрытым газовым термоанализатором марсоходаНа фотографии (NASA), сделанной стерео камерой "Феникса", видны образцы грунта в совке-манипуляторе, зависшем над полуоткрытой "печкой" - газовым термоанализатором марсохода.

Ученые надеются измерить количество воды и тип полезных ископаемых в арктической почве, чтобы определить, могла ли когда-то окружающая среда поддерживать примитивную жизнь на планете. В частности исследователи ищут в образцах признаки углерода, водорода, кислорода и азота.

"Нам очень любопытно, был ли лед, находящийся под поверхностью, когда-либо в расплавленном виде",- сказал руководитель исследовательских работ Питер Смит (Peter Smith) из Университета Аризоны, сопровождающего миссию "Феникса", стоимостью 420 миллионов долларов.

"Феникс", который приземлился в северной части Марса 25 мая, не может непосредственно обнаружить следы прошлой или настоящей жизни на планете. Выкапывание почвы и ее передача в печь была отложена на день после того, как спутник на орбите Марса и передающий инструкции от Земли к "Фениксу", вошел в безопасный режим. Как только марсоход бросает образцы почвы в термоанализатор выделившегося газа, чтобы нагреть их до температуры 1800 градусов, требуется несколько дней для того, чтобы ученые смогли закончить анализ и делать какие-либо выводы о возможном существовании жизни на планете.

Тем временем, ученые запланировали следующее задание для марсохода. На следующей неделе "Феникс" должен будет вырыть две других канавки и доставить совки с образцами к его лаборатории микроскопического и жидкостного химического анализа.

После сбора образцов марсианского грунта "Феникс" погрузится в свою основную работу: он должен будет добраться до залегающего под поверхностью Марса льда, который, как предполагают ученые, находится на глубине нескольких сантиметров. Марс - холодный и пыльный, без признаков жидкой воды на поверхности. Но некоторые ученые считают, что подземный лед, возможно, был в жидком состоянии во времена, когда на планете был более теплый и влажный климат.