Мух научили нюхать свет

Ученые создали генетически модифицированных мух, которые реагируют на синий свет так же, как на неприятный запах. Статья исследователей опубликована в журнале Frontiers in Behavioral Neuroscience. Коротко работу описывает портал Nature News.

Исследователи добились того, что в рецепторных клетках обонятельных нервов мух синтезировался один из белков, которые в норме отвечают за чувствительность к свету. В итоге нерв реагировал на синий свет так же, как на неприятные мухам запахи этил пропионата и октил ацетата.

Чтобы проверить, насколько хорошо "работает" созданная система чувствительности к свету, ученые помещали личинок модифицированных мух в чашки Петри, часть которых находилась в темноте, а часть на синем свету. При этом в затененных областях был сильный запах октил ацетата. Несмотря на это обстоятельство личинки предпочитали находиться в затененных частях.

Необычные мухи нужны специалистам для изучения обоняния насекомых. В норме один и тот же обонятельный рецептор может активироваться несколькими запахами, что затрудняет задачи исследователей. Создав мух с измененным обонянием, ученые получили удобную систему для работы.

Недавно другой коллектив исследователей представил результаты своей работы по изучению чувствительности к запахам других насекомых - пчел. Специалисты выяснили, что их обоняние устроено по принципу бритвы Оккама.

Вакцина от рака мозга обещает быть эффективной

Небольшое испытание терапевтической вакцины от рака мозга показало, что через полтора года после диагностирования почти половина пациентов осталась в живых без ухудшения течения заболевания.

Экспериментальная вакцина ICT-107 разработана специалистами компании ImmunoCellular Therapeutics, она создана на основе дендритных клеток. В первой фазе испытаний нового препарата участвовали 16 пациентов с мультиформной глиобластомой, все они получали инъекции ICT-107.

Через год после того, как у участников была диагностирована болезнь, все они были живы. Через два года в живых остались 80%. Для сравнения: при стандартном лечении через год после выявления недуга выживают только 61% пациентов с глиобластомой, а через два года — только 26,5%.

Спустя 26,4 месяца после постановки диагноза живы 12 из 16 участников тестирования вакцины. У семерых из них болезнь протекает без прогрессирования. В числе побочных эффектов применения вакцины ICT-107 — утомляемость пациентов и высыпания на коже.

На втором этапе испытаний планируется протестировать новый препарат на 30–50 пациентах.

Мультиформная глиобластома — наиболее агрессивная форма опухоли, быстро распространяющаяся по всему мозгу. Даже полное хирургическое удаление опухоли и дальнейшее применение лекарственных препаратов не обеспечивают значительного увеличения продолжительности жизни пациента. Большинство умирает в течение 14 месяцев после диагностирования заболевания. В последние годы мультиформной глиобластомой заболевают три американца из ста тысяч.

Ночные перекусы вредят зубам

Ночные перекусы могут представлять серьёзную опасность для зубов, считают учёные из Университета Копенгагена (Дания).

Специалисты изучили медицинские записи 2 217 датчан и обнаружили, что еда по ночам увеличивает риск выпадения зубов, причём вне зависимости от вида съеденной пищи. Виной тому изменения в слюноотделении: по ночам слюна вырабатывается значительно слабее, чем днём. Ночного объёма слюны не хватает для удаления остатков пищи изо рта, что негативно сказывается на здоровье зубов.

Из всех испытуемых привычку устраивать перекусы по ночам имели 173 человека (8% участников). Как минимум дважды в неделю четверть и более дневной нормы калорий они потребляли после ужина или посреди ночи. Через шесть лет после начала наблюдения любители ночных перекусов лишились гораздо большего количества зубов, чем остальные испытуемые.

Врачи говорят, что из-за нехватки слюны в ночное время усиливается негативный эффект от потребления сладких и кислых продуктов и напитков. Чтобы минимизировать повреждения, следует чистить зубы дважды в день фторсодержащей зубной пастой, причём один раз — непосредственно перед сном. Не стоит также ничего потреблять, кроме воды, хотя бы за час до последней чистки зубов.