В засушливые годы рождается больше самцов

В засуху рождается больше мужчин. По крайней мере среди буйволов. Об этом со ссылкой на исследователей сообщает Infox.

Международная группа ученых под руководством доктора Пима ван Хофта из Университета в Вагенингене двадцать лет изучала популяцию африканских буйволов (Syncerus caffer) в национальном парке Крюгера на юге Африки. Оказалось, что соотношение полов у новорожденных буйволов подчиняется определенной закономерности. Во влажный сезон из года в год рождается больше самцов — их доля составляет 53% , а в сухой — больше самок. Чтобы выяснить, в чем причина такого неравного соотношения, ученые провели хромосомный анализ у 3184 эмбрионов и определили их пол по внешним признакам. Затем выяснили, сколько осадков выпадало в разные сезоны на протяжении всего периода исследований, и сопоставили полученные данные.

«Площадь национального парка Крюгера 20 тысяч кв. км, — рассказывает доктор ван Хофт.— Здесь обитает примерно 30 тысяч буйволов. Их популяция абсолютно изолирована. Африканские буйволы полигамны. Они образуют стада двух типов. Один тип состоит только из холостых самцов, а в стадах другого типа уже формируются пары. Средний размер стада – 1000 особей. Примерно 75% всех детенышей рождается во время влажного сезона, который длится с января по март».

Вообще, по словам ученых, пол растений и животных (в том числе и человека) определяется половыми хромосомами в момент зачатия. И сменить его не может ничто. Существует гомогаметный пол. У большинства видов животных и растений гомогаметный пол — женский. У особей женского пола соматические клетки содержат две одинаковые половые хромосомы (ХХ). А все гаметы (половые клетки) имеют по одной Х-хромосоме. У мужского пола в каждой соматической клетке содержатся две разные половые хромосомы — Х и Y. А половые гаметы — уже Х и Y-несущие. Поэтому мужской пол называют гетерогаметным.

Проанализировав ДНК эмбрионов африканских буйволов, ученые пришли к выводу, что соотношение пола у них определяется работой одного из эгоистичных генетических элементов – гена SR (гена соотношения полов или гена sex ratio). Он находится в Х-хромосоме и подавляет образование Y-хромосомы в сперматозоидах.

Как объясняет доктор ван Хофт, впервые SR-гены обнаружили у дрозофил. Оказалось, что для этих насекомых присутствие SR-гена – обычное явление. Поэтому, вероятно, в их популяциях зачастую больше самок. «У африканских буйволов SR-гены включаются в работу во время сперматогенеза, но их активность может проявляться и уже после спаривания в репродуктивных органах самки», — пишут авторы.

Исследования ученых показали, что у буйволов SR-гены начинают активно работать во время сухого сезона. Доктор ван Хофт поясняет: когда буйволы начинают голодать, их организм, естественно, находится в состоянии стресса. Именно тут в сперматогенез вмешивается SR-ген, подавляющий образование мужской Y-хромосомы. Провоцируя рождение большего числа самок, ген тем самым помогает виду восстановить численность в будущем. «Возможно, это единый механизм, который характерен не только для африканских буйволов, но и для других млекопитающих», — говорит доктор ван Хофт.

Российские ученые обнаружили в Антарктиде пшеницу

Из Антарктиды вернулась экспедиция российских исследователей, изучавших озера шестого континента. С собой они привезли пробы воды и грунта, добытые из-под ледяного панциря. Они изучили растительность шестого континента и уже сделали первые выводы об антарктической пшенице, пишет «Казах-Зерно».

Рассказывает Михаил Грачёв, академик, директор Лимнологического института СО РАН: «Меня лично больше всего поразило, что там есть злаки. Значит, очевидно, некоторые свойства этих злаков для опытов по генной инженерии или по простому скрещиванию можно взять от этих организмов и снабдить ими наши злаковые культуры. Может быть, что-то толковое из этого получится».

«Считается, что этому озеру несколько, может быть, один десяток, может быть, полтора десятка миллионов лет. И все это время оно было изолировано от атмосферы Земли. Там могли пройти процессы видообразования совершенно необычные. Там могли произойти другие необычные вещи. Поэтому вся мировая наука считает исследования этого озера очень и очень важными».

Говорит Константин Вершинин, научный сотрудник Лимнологического института СО РАН: «В институте будет проводиться обработка разного характера, будут проведены исследования биохимические, возможно, молекулярные исследования, микробиологи будут работать с этими материалами. Основные данные, которые будут из них извлечены, это палеоклиматическая информация».

Результаты, полученные в Антарктиде за трехмесячную экспедицию, еще несколько месяцев будут анализировать. Такую же работу планируют, получив материал с Северного полюса Арктики. Потом составят метеорологические карты, распишут историю изменения биологического разнообразия. Возможно, тогда определят циклы погодных изменений и более точно смогут предсказать глобальные изменения климата.