Астрономы нашли следы жизни вокруг белых карликов

Международная команда астрономов обнаружила убедительные доказательства того, что каменистые планеты являются обычным явлением в нашей Галактике. Доктор Фейрихи представил свои результаты на Национальном астрономическом совещании РАН в Глазго, сообщает Infuture.ru.

Белые карлики являются концом звездной эволюции для подавляющего большинства (более 90%) всех звезд в Млечном Пути, в том числе и для нашего Солнца. Поскольку они должны по существу состоять из чистого водорода или чистого гелия, найденные в них более тяжелые элементы (в астрономии их называют «металлами», в том числе и кальций, магний, железо) должны быть внешними загрязняющими веществами. На протяжении десятилетий считалось, что в межзвездной среде, разреженный газ между звездами был источником металлов в белых карликах.

Фейрихи и его команда использовали данные из проекта Sloan Digital Sky Survey (SDSS), направленного на исследование неба в инфракрасном свете, получив изображения более 100 млн объектов.

Изучив позиции, движения и спектры белых карликов, указанных в SDSS, Фейрихи и его команда показали, что это больше не является жизнеспособной теорией. Вместо этого, почти наверняка виновником в большинстве или во всех случаях эти случаях является скалистый планетарный мусор.

Новая работа показывает, что по меньшей мере 3%, а, возможно, даже 20% всех белых карликов, загрязненны таким образом мусором, скорее всего, в виде скалистых астероидов с общей массой около 140 т.

Это означает, что такая же доля звезд, как наше Солнце, а также звезды, которые чуть более массивны, такие как Вега и Фомальгаут, могут создать земную планетарную систему. Астрономы, таким образом, играют роль небесных археологов, изучая «руины» скалистых планет или их обломков.

Ученые также измерили состав загрязняющего планетарного мусора, которая выделяется в атмосфере белых карликов. Интригует, что, похоже, значительная часть загрязненных материалов этих звезд содержит воду. Это имеет важные последствия для поиска пригодных для обитания планет вокруг других звезд.

«В нашей Солнечной системе, по крайней мере одна водянистая, обитаемая планета, пояс астероидов — остатки строительных блоков планет земной группы с несколькими процентами воды. Из нашего исследования белых карликов следует, что, по-видимому, есть основные сходства среди объектов вокруг других звезд, и поэтому вполне вероятно, что часть этих белых карликов укрывает водянистые планеты и, возможно, жизнь», — считает Фейрихи.

Ранее астрономы обнаружили в созвездии Тельца астрономический объект, не попадающий ни в одну из известных категорий космических тел. Сообщение о необычном объекте опубликовано в журнале Astrophysical Journal Letters. Ученые обнаружили странный объект, исследуя область активного звездообразования в созвездии Тельца при помощи обзорной камеры телескопа «Хаббл» и обсерватории Гемини. Небесное тело, не принадлежащее ни к одному из известных классов астрономических объектов, является одним из компаньонов в двойной системе с коричневым карликом.

Вся Европа вышла из Кавказа

Генетики узнают новое о путях миграций народов и могут наделить каждого генетическим предком. Выясняется, что настоящие предки европейцев – выходцы из Кавказа.

Доктор биологических наук, профессор Эльза Хуснутдинова из Института биохимии и генетики Уфимского научного центра РАН с коллегами провели генетический анализ более 10 тыс. человек из 60 популяций Евразии, сообщает Infox.ru.

Геномы разных людей сравнивают по генетическим маркерам на ДНК. В распоряжении ученых три типа маркеров: на митохондриальной ДНК (мтДНК), на Y-хромосоме и на изменчивых (полиморфных) участках прочих хромосом.
С их помощью генетики изучают генофонд человеческих популяций и отслеживают происходившие в истории человечества миграции.

Интересные результаты они получили при исследовании 24 популяций кавказских регионов. Для всех популяций, за исключением каранагайцев, в мтДНК характерно преобладание западноевразийских гаплогрупп – до 99%. На Кавказе наблюдается самая высокая частота и самое большое разнообразие гаплогруппы Н – характерной европейской гаплогруппы.

"Мы сделали вывод, что европейские популяции получили ее именно с Кавказа, а туда она попала, очевидно, с Ближнего Востока, — объяснила Эльза Хуснутдинова. – Мы рассчитали, что некоторые европейские гаплогруппы существовали на Кавказе 20 и 30 тысяч лет назад".

При анализе Y-хромосомы в популяциях Кавказа генетики нашли самую высокую частоту гаплогруппы J (у осетин – 82%). Это показывает, что данная гаплогруппа возникла на территории Южного Кавказа и Ближнего Востока и уже потом распространилась на территорию Европы, а также Центральной и Западной Азии.

Инструмент нового времени – полногеномное генотипирование. Оно означает, что сегодня можно в целом геноме одновременно проанализировать однонуклеотидный полиморфизм – сотни тысяч снипов. Для этого используют технологию микрочипов: уже сейчас она позволяет одновременно изучить до 1 миллиона снипов, а в перспективе – до 5 млн.

"Используя полногеномный анализ, мы можем взять ДНК какого-либо человека и, изучив 650 тысяч снипов, точно предсказать, к какой этнической группе он принадлежит, — говорит Хуснутдинова. – А для того чтобы различить две популяции, нам далеко не всегда нужно находить так много отличий. Например, популяцию якутов от русских можно отличить всего по пяти снипам. Чтобы различить более сходные популяции, например русских с украинцами или белорусами, потребуется больше – несколько тысяч снипов".

Уже сегодня разработаны программы, позволяющие определять генетического предка отдельного индивида. А в будущем, по мере удешевления технологии, станет возможно полное секвенирование индивидуальных геномов. Первый шаг к этому – проект по секвенированию 1000 геномов.

Этногеномика, подчеркивает Эльза Хуснутдинова, очень важна для фармакогеномики и персонализированной медицины, поскольку гены предрасположенности к наследственным заболеваниям и гены, определяющие чувствительность к лекарствам, различаются в человеческих популяциях. Поэтому нельзя применять к разным этносам одни и те же генетические тесты.