Астронавты "Дискавери" выполнили все работы за бортом

Астронавты шаттла "Дискавери" Рик Мастраккио (Rick Mastracchio) и Клейтон Андерсон (Clayton Anderson) завершили третий выход в открытый космос, сообщает РИА Новости. Во время работы в открытом космосе они заменили бак с аммиаком, входящий в охладительную систему станции.

Сколько времени астронавты провели за бортом станции, не сообщается, но космическая прогулка началась в 09:14 по московскому времени. Астронавты установили старый бак с аммиаком, использовавшийся в течение почти восьми лет, в грузовой отсек челнока.

Предыдущий выход в космос длился 7,5 часа - на один час дольше, чем планировалось изначально. Мастраккио и Андерсон задержались из-за тугого болта, который необходимо было прикрутить. Портал Space.com сообщает, что в ходе нынешнего выхода в космос астронавтам также не сразу удалось с ним справиться.

Шаттл "Дискавери" отправился на орбиту 5 апреля. Предполагалось, что его миссия ограничится 13 днями, однако из-за поломки антенны сантиметрового диапазона миссию продлили на одни сутки. По новому расписанию, "Дискавери" отстыкуется от МКС 17 апреля и вернется на Землю 19 числа.

Ученые смогли зарегистрировать силу в 174 йоктоньютона

Физики поставили рекорд, измерив самую слабую из когда-либо регистрировавшихся сил в 174 йоктоньютона (йокто означает 10-24). Статья исследователей пока не напечатана в рецензируемом научном журнале, но ее препринт доступен на сайте arXiv.org. Коротко о работе сообщает австралийский портал ABC.

В своих экспериментах ученые использовали так называемую ловушку Пеннинга - устройство, которое позволяет удерживать заряженные частицы при помощи электрического и магнитного полей. Физики "поймали" в ловушку несколько десятков ионов бериллия, охлажденных до температуры 0,5 микрокельвина (ноль кельвинов, или абсолютный ноль температур, равен минус 273,15 градуса Цельсия). Экстремальное охлаждение было необходимо для того, чтобы максимально избавиться от тепловых перемещений атомов бериллия.

В таком "неподвижном" состоянии ионы бериллия становятся очень чувствительны к колебаниям магнитного или электрического поля, которые заставляют их перемещаться. Изменяя характеристики полей, авторы работы заставляли ионы "подпрыгивать" в ловушке.

Чтобы определить, насколько сильно переместились ионы (используя этот параметр, можно определить, каково было значение сдвинувшей их силы), ученые использовали лазер - они направляли в ловушку луч и измеряли допплеровский эффект. Этим термином обозначают изменение частоты и длины волны излучения в зависимости от движения его источника или приемника. Если ионы двигались в сторону источника излучения, то отраженный от них луч лазера имел чуть более высокую частоту, чем исходный. Если же ионы удалялись, то частота была ниже.

Полученное учеными значение силы на три порядка меньше, чем все значения, измеренные до сих пор. Например, недавно другому коллективу исследователей удалось измерить тягу "светового двигателя" на микроскопической бусине - она оказалась равна 10-15 ньютонов. Авторы исследования полагают, что их данные пригодится специалистам, работающим в сфере нанотехнологий и миниатюризации компьютерных чипов.

РЖД займется развитием скоростных линий

Руководство страны будет развивать современный вид сообщений. Президент Дмитрий Медведев подписал указ «О мерах по организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта в Российской Федерации».

В соответствии с указом ОАО «РЖД» предоставлено эксклюзивное право контролировать процесс проектирования и строительства высокоскоростных линий.

Правительству предлагается принять меры по техническому регулированию, касающемуся требований безопасности, по инфраструктуре железнодорожного транспорта, включая железнодорожный подвижной состав, по имуществу, предназначенному для обеспечения потребностей в перевозках такого рода.

Кроме того, в указе говорится об условиях выделения бюджетных ассигнований под эти цели, а также о возможностях по привлечению внебюджетного финансирования и подготовке кадров.

Как рассказал «Гудку» начальник Дирекции скоростного сообщения ОАО «РЖД» Дмитрий Пегов, в настоящее время департамент технической политики компании готовит распоряжение, где будут определены персональные лица, которые станут отвечать за реализацию указа. Предполагается, что финансирование будет осуществляться по следующему принципу: будут найдены инвесторы, готовые вложиться в проектирование и строительство магистралей, а после эксплуатирующая организация, в том числе ОАО «РЖД», станет платить инвесторам за предоставление «ниток» графика и пользование инфраструктурой.

В настоящее время в ОАО «РЖД» существует проект строительства высокоскоростной магистрали между Санкт-Петербургом и Москвой. В соответствии с этим документом на магистрали протяжённостью 660 км поезда смогут развивать максимальную скорость до 400 км/ч, а интенсивность движения составит 42 пары поездов в сутки. «Имея отдельную линию, мы сможем установить интервалы движения независимо от поездной обстановки и сделать движение тактовым», – пояснил Дмитрий Пегов. Также он рассказал, что в настоящее время в компании проводится работа по изучению участков, которые возможно задействовать под скоростное движение, чтобы они были востребованы. В качестве примеров, где могло бы быть организовано высокоскоростное сообщение, руководитель назвал курское направление движения от столицы и маршрут Омск – Новосибирск. «Скорее всего, будет не строительство новых линий, а модернизация существующей инфраструктуры, ею же будет обусловлен тип подвижного состава», – сказал Дмитрий Пегов.

Пока же с полной определённостью можно говорить только об открытии высокоскоростного сообщения между Москвой и Нижним Новгородом, которое состоится этим летом. Направление будет обслуживаться поездами «Сапсан», планируемое время в пути между городами составит 3 часа 55 минут при скорости движения 160 км/ч.