У мух-дрозофил нашли автопилот

Ученые выяснили, что мухи-дрозофилы регулируют направление полета на автопилоте. По итогам своего исследования авторы написали две статьи, одна из которых опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Вторая рукопись находится на рассмотрении у экспертов Physical Review Letters. Коротко работа описана в газете The Cornell Daily Sun.

Ученые проводили эксперименты с живыми мухами, к крыльям которых были прикреплены крошечные металлические пластины. Воздействуя на летающих в замкнутом пространстве мух при помощи магнитного поля, исследователи могли сбивать насекомых с выбранного ими курса. Реакцию мух на воздействие этой внешней силы специалисты регистрировали камерой для высокоскоростной съемки (до восьми тысяч кадров в секунду). Одна из записей доступна здесь.

Анализируя записанный видеоматериал, ученые смогли определить, как именно мухи выравнивают направление своего полета, и как быстро это происходит. Оказалось, что дрозофилы изменяют направление на 2 градуса менее чем за 60 миллисекунд. По мнению авторов работы, реакция является слишком быстрой для того, чтобы быть сознательным актом.

Недавно исследователи изучили особенности полета насекомого, считающегося одним из лучших летунов, - саранчи. Ученые выяснили, что основным фактором, определяющим эффективность полета, является необычная форма крыльев.

Тегеран согласился раскрыть секреты своего ядерного оружия

Иран передал МАГАТЭ детальные чертежи, описывающие процесс отливки из обогащенного урана полусфер для ядерных боеголовок. Таким образом, было выполнено одно из ключевых требований международной организации, а версия о стремлении Тегерана создать свою собственное оружие массового поражения получила новые доказательства.

Данные документы были обнаружены случайно экспертами МАГАТЭ, работавшими в Иране в 2005 году. Все последующее время Тегеран отвечал категорическим отказом на предложение предоставить их для детального изучения. Эксперты агентства и независимые специалисты в области атомной энергетики неоднократно высказывали мнение о том, что подобные чертежи не имеют никакого отношения к мирным программам и предназначены исключительно для создания оружия.

Представители иранского Департамента по атомной энергии утверждают, что они были приобретены на "черном рынке" много лет назад вместе с другими документами и оборудованием, необходимым для создания промышленного цикла обогащения урана.

Бумаги были переданы неделю назад заместителем главы Департамента Мохаммадом Саиди чиновникам МАГАТЭ в Вене. Как сообщает Associated Press, этот факт будет отражен в очередном докладе главы международного агентства Махаммедом эль Барадеем.

В то же время, в нем будет указано на то, что Тегеран в очередной раз отказал представителям агентства в возможности встретиться с несколькими иранскими учеными, стоящими во главе секретных лабораторий, работающих на атомную программу страны. Кроме этого, экспертам также не было позволено ознакомиться с прототипами более совершенных центрифуг, чем те, которые использовались ранее для обогащения урана.

Ближайший саммит управляющих МАГАТЭ начнется 22 ноября 2007 года. На нем будет обсуждаться доклад эль Барадея и возможные ответные шаги мирового сообщества. Напомним, что в конце октября глава МАГАТЭ выступил с заявлением о том, что, согласно экспертным оценкам, Иран сможет создать первую ядерную бомбу через 3-8 лет.

Ранее, весной 2007 года, глава иранского Департамента по атомной энергии Голамреза Агазаде заявлял, что его страна вышла на "промышленный уровень" обогащения урана и располагает тремя тысячами центрифуг. У экспертов МАГАТЭ несколько иная информация. Они уверены, что в действительности у иранских ученых есть около двух тысяч работающих центрифуг, а остальные либо находятся на стадии монтажа, либо не работают вовсе.

В марте Совет безопасности ООН единогласно принял резолюцию 1747, предусматривающую новые санкции в отношении Ирана. Они подразумевали, в частности, замораживание финансовых счетов 13 компаний и 15 физических лиц, причастных к обогащению урана и разработке ракетных носителей и эмбарго на поставки оружия. Россия как член Совета Безопасности ООН настаивает на исключительно мирном разрешении кризиса.