Динозавры и история жизни на Земле

Поиск по сайту



Статистика




Яндекс.Метрика




Серийный выпуск летающих ранцев

Представители новозеландской фирмы Martin Aircraft объявили о подписании соглашения с неназванной международной авиастроительной компанией о начале выпуска первых 500 серийных персональных летательных аппаратов. Наконец-то желающие полетать на дорогостоящей игрушке смогут заполучить её в свободное пользование.

Мы детально рассказывали о проекте летающего ранца Martin Jetpack и его реализации. Однако до сих пор речи о массовом распространении новинки не было. На сайте компании потенциальным покупателям лишь предлагалось "заполнить форму".

Впрочем, любители со стороны всё же могли полетать на "джетпаке", но только воспользовавшись услугами новозеландской компании Total Experience. По некоторым данным, каждый полёт в октябре прошлого года обошёлся "тест-пилотам" в кругленькую сумму (около $5000).

Теперь же новинку начнут продавать всем желающим. Когда это произойдёт, пока точно не известно. Но старт дан: $12-миллионный контракт подписан. И Martin Aircraft уже сейчас объявила цену будущего агрегата – £50 тысяч (или $76 000).

Подъёмную силу персональному летательному аппарату обеспечивает бензиновый двигатель, раскручивающий пару винтов. Тангаж и крен управляются одной рукой пилота, смена курса и тяга двигателей — второй. Кстати, Jetpack не слишком экономичен и лоялен к природе: он "поедает" около 40 литров топлива в час (что в несколько раз больше, чем у средней легковушки).

Напомним другие характеристики: ширина и высота агрегата около полутора метров, мощность движка 200 л.с., одного бака горючего хватает на 48 километров безостановочного полёта (на скорости до 100 километров в час). В тестовых рейсах аппарат достигал высоты в 2400 метров. Отметим, что система оснащена множеством "предохранителей", обеспечивающих высокую безопасность полётов.

Так как летающий ранец (к слову сказать, на ранец не очень-то и похожий) без пилота весит "всего" 113 кило, для полётов на нём нет необходимости получать специальную лицензию пилота, по крайней мере в Великобритании и США. Единственное, что нужно будет пройти потенциальному покупателю, – это курс подготовки от Martin Jetpack. Кстати, пока вес пилота ограничен верхней планкой в 90 килограммов.


Биологи нашли у рыб секретную систему коммуникации

Человек неплохо различает лица других людей даже на фотографиях с искажёнными цветами. У рыб всё иначе: если из "картинки" убрать ультрафиолетовую составляющую, морские обитатели не смогут определить, какой перед ними вид. К такому выводу пришла группа австралийских биологов под руководством доктора Ульрике Зибек (Ulrike Siebeck) из университета Квинсленда.

Учёные раскрыли роль ультрафиолета в зрении рыб на примере двух представителей семейства помацентровых: Pomacentrus amboinensis и P. moluccensis. Оба вида имеют небольшие размеры и очень агрессивны. Человек почти не в состоянии различить представителей этих рыб по внешнему виду.

Взяв по мужской особи каждого вида, биологи поместили их в пластиковые трубки и выпустили в естественную среду обитания на территорию, охраняемую ещё одним самцом P. amboinensis.

В эксперименте участвовали 28 таких троек, и в 22 случаях самец как хозяин территории предпочёл атаковать особь своего вида. Оно и понятно. "Самый высокий уровень конкуренции у самцов одного вида", – поясняет Ульрике в пресс-релизе университета.

Когда же опыты повторили в присутствии ультрафиолетовых фильтров, подобного предпочтения обнаружено не было. Видимо, рыбы переставали распознавать недругов по особенному ультрафиолетовому окрасу морды и оттого кидались на всех подряд.

"Мы пока не знаем, какие именно отличительные черты видят рыбы", — говорит Зибек. Тем не менее учёные надеются в будущем найти систематические различия между видами.

Возможно, им также удастся подтвердить, что рыбы при помощи ультрафиолетового излучения различают "лица" собратьев, что на морде каждого индивида таким образом прописываются здоровье, иерархический статус, желание вступить в схватку. Пока это лишь догадки австралийских биологов, но сейчас они их тщательно проверяют.


В статье, опубликованной в открытом доступе в журнале Current Biology, авторы также отмечают, что основные рифовые хищники Австралии (коралловый лосось, губан и жёлтая хока) не обладают ультрафиолетовым зрением. Вероятно, они "отказались" от него в ходе эволюции: излучение портит глаза (хищные рыбы обычно живут дольше), и без него увеличивается контрастность зрения, позволяющая лучше разглядеть добычу на дальнем расстоянии.

Получается, что помацентровые имеют как бы секретную систему коммуникации, недоступную их обидчикам. Узнайте также о том, зачем глубоководным рыбам понадобилось красное свечение, и почитайте об открытии новой формы зрительного восприятия.