Физики придумали, как обойтись без темной материи

Физики объяснили аномальный избыток высокоэнергетических электронов в космосе, не прибегая к темной материи. В созданной учеными модели «лишние» частицы порождаются излучением звезд.

До сих пор одним из самых приемлемых объяснений считались взаимодействия частиц темной материи.

Избыток высокоэнергетических электронов в космическом излучении был обнаружен в ходе нескольких экспериментов, использующих различные методы. Практически сразу было предложено объяснение этого феномена: элементарные частицы высоких энергий могут являться результатом аннигиляции частиц темной материи.

Как известно, темной материей называют пока еще не открытую субстанцию, которая «ответственна» приблизительно за 23% массы Вселенной. Предположения о ее существовании появились после того, как было обнаружено, что многие взаимодействия в космосе не могут протекать так, как они протекают: их участники должны были бы быть тяжелее, чем на самом деле.

Авторы новой работы предложили теорию, в которой задействованы только «обычные» явления. Одним из источников электронов во Вселенной являются взрывы сверхновых. По мере движения электронов сквозь Млечный Путь их энергия падает. Существование высокоэнергетических электронов в рамках этой теории не объяснялось.

Исследователи предположили, что излучение, испускаемое звездами, способно воздействовать на энергию электронов таким образом, что конечное распределение этих элементарных частиц по энергиям будет соответствовать наблюдаемому.

Новая модель хорошо объясняла данные, полученные несколькими космическими аппаратами, в том числе аппаратом PAMELA, который обнаружил в космосе необычное соотношение электронов и позитронов (антиматериальных аналогов электронов).

Напомним, в прошлом году еще два коллектива ученых предложили «обычное» объяснение другому феномену, который часто связывают с темной материей - необычному распределению в космосе гамма-излучения.

Антибиотики перестают помогать

Ученые Национального института аллергических и инфекционных заболеваний в США (National Institute of Allergy and Infectious Diseases) впервые описали принципы действия MRSA (methicillin-resistant Staphylococcus aureus, метициллин-резистентного золотистого стафилококка), сообщает Reuters со ссылкой на статью в журнале Nature Medicine.

По утверждению американских врачей, этот вид бактерий устойчив к антибиотикам и может полностью разрушить иммунные клетки человеческого организма в тот момент, когда они наиболее беззащитны.

MRSA в настоящее время является одним из основных возбудителей инфекций мягких тканей. В 2004–2005 году заболеваемость инвазивным MRSA колебалась от 20 до 50 человек на 100 000 населения, в среднем 31,8 случаев на 100 000 населения. Выше показатель был для лиц старше 65 лет (127,7 случаев), у афроамериканцев (66,5 случаев) и в целом у мужчин (37,5). Самая низкая заболеваемость была у детей в возрасте 5–17 лет (1,4 случаев). По данным на 2005 год MRSA был причиной 94 тыс. случаев госпитализации и почти 19 тыс. смертей только в США. Инвазивная MRSA инфекция проявлялась как бактериемия (75,2%), пневмония (13,3%), флегмона (9,7%), остеомиелит (7,5%), эндокардит (6,3%), септический шок (4,3%).

По данным Майкла Отто (Michael Otto) из NIAID, принцип действия MRSA заключается в следующем. Бактерии выделяют вещество, которое называется фенол-растворимый модулин (phenol-soluble modulin, PSM). Он является «приманкой» для нейтрофильных гранулоцитов или нейтрофилов (разновидность белых кровяных клеток-лейкоцитов). Нейтрофилы — многочисленные и очень подвижные клетки. При появлении бактерий они движутся в очаг воспаления и с помощью различных реакций, в том числе фагоцитоза, инактивируют (поглощают и разрушают) бактерии.

Однако в случае с MRSA нейтрофилы терпят поражение. Белок подвергает их процессу, который называется лизис (lysis). В результате клетки нейтрофилов растворяются и разрушаются. По словам директора института NIAID Антонии Фауци (Dr. Anthony Fauci), MRSA «разработал сложную стратегию, позволяющую ему противостоять защитным силам организма».

Об опасности распространения устойчивых к антибиотикам форм бактерий (не только MRSA, но и других стафилококков) предупреждает и Всемирная организация здравоохранения (WHO). По словам Марио Равильони (Mario Raviglione), директора департамента по борьбе с туберкулезом (Stop TB department) WHO, «Мир находится под угрозой риска туберкулеза, если не будут изолированы устойчивые к лекарствам формы этой болезни». «Об апокалипсисе пока говорить рано, но это может произойти. Я не говорю, что это невозможно», — предупредил эксперт.

По его словам, 96% всех случаев туберкулеза сегодня лечатся с применением одного из четырех видов антибиотиков, но 4% устойчивы ко всем четырем лекарствам. «И эти 4% вполне могут превратиться в 50, 60, 70 и даже 80%», настаивает Равильони.