Теория относительности объяснила лишнюю секунду в году

Японским физикам удалось построить модель движения Земли вокруг Солнца, которая с высокой точностью позволяет описать постепенное увеличение года. Статья ученых еще не принята к публикации, однако ее препринт доступен на сайте arXiv.org.

В 1972 году официально время стало измеряться по атомным часам. Чтобы избежать расхождения между привычным временем и атомным (ученым уже было известно, что продолжительность года не является величиной постоянной), было решено регулярно добавлять к некоторым дням лишние секунды, чтобы "атомный" новый год отличался от обычного не более чем на секунду. За 37 лет процедура добавления секунды выполнялась 23 раза.

В рамках новой работы физиков заинтересовали физические основы удлиняющегося года. Традиционно считается, что сдвиг обусловлен замедлением вращения Земли вокруг собственной оси, однако ученым удалось показать, что это не так. Используя аппарат теории относительности, они установили рост продолжительности года обусловлено изменением орбиты Земли относительно Солнца, что приводит к проявлению различных эффектов общей теории относительности.

Полученная исследователями оценка на постепенное увеличение года составила 0,63 секунды. В свою очередь 23 секунды за 37 лет составляет примерно 0,62 секунды в год. Ученые подчеркивают, что точность их расчетов может увеличиться после того, как в расчет будут приняты гравитационные эффекты от Луны и планет Солнечной системы.

Три спутника "ГЛОНАСС" вернули с космодрома на завод

Три спутника "ГЛОНАСС-М" были отправлены с космодрома Байконур обратно на завод-изготовитель, сообщает "Интерфакс". Демонтаж спутников занял две недели.

Спутники были сконструированы специалистами завода ОАО "Информационные спутниковые системы" им. М.Ф. Решетнева. Они должны были быть запущены на орбиту в конце сентября 2009 года. Однако было принято решение перенести дату старта на 2010 год.

Причиной изменения расписания стало подозрение на наличие у спутников внутренних дефектов, уточняет журнал "Эксперт". Спутник "ГЛОНАСС-М", аналогичный трем демонтированным аппаратам и запущенный 25 сентября 2008 года, до сих пор так и не начал нормально работать. Он был выведен из эксплуатации через неделю после запуска.

В настоящее время орбитальная группировка ГЛОНАСС состоит из 16 спутников. Аппараты обеспечивают практически полное покрытие Сибири. Дальний Восток и Европейская часть России обеспечены сигналом на 92-97 процентов. Ранее планировалось, что к концу 2009 года число спутников ГЛОНАСС на орбите достигнет 24. При этом руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов отмечал, что для надежной работы группировки в нее должны входить 30 аппаратов.

Ученые проследили кристаллизацию в наномасштабе

Группа физиков разработала технологию, которая позволила им в деталях изучить процесс кристаллизации. Статья исследователей опубликована в журнале Science. Основная суть метода изложена на портале Physics World.

Процесс кристаллизации начинается не во всем объеме жидкости одновременно, а с так называемых ядер нуклеации. Другими словами, фазовые переходы жидкость-кристалл происходят сначала в отдельных участках, а потом распространяются. Физика процесса кристаллизации была описана давно, однако непосредственное наблюдение ядер нуклеации связано с техническими сложностями.

Авторы новой работы использовали для решения этой задачи модифицированный метод трансмиссионной электронной микроскопии. Ученые регистрировали множество дифракционных спектров, полученных от каждого образца.

Затем при помощи статистического анализа они составляли графики, которые позволяли им определить, как количество ядер нуклеации зависит от их размера. Новый метод позволяет ученым детектировать ядра нуклеации диаметром 1-2 нанометра. До сих пор минимальный размер ядер, которые можно было детектировать, составлял около 4 нанометров.

Физики использовали разработанную ими технологию для изучения переходов жидкость-кристалл в образцах, сделанных из сплава сурьмы, иридия, серебра и теллура. Этот сплав используется для создания DVD и CD с возможностью перезаписи информации. Ученые смогли увеличить число небольших ядер нуклеации, что привело к ускорению кристаллизации всего образца.

Совсем недавно другому коллективу исследователей впервые удалось визуализировать переходное состояние между кристаллом и жидкостью. Ученые не только сфотографировали это состояние, но также смонтировали кино о процессе перехода.