Семипалые кошки лучше царапаются

Многопалость животных – вовсе не простое уродство. Наличие лишних пальчиков свидетельствует о неагрессивном характере и повышенном интеллекте зверя, говорят хозяева таких животных. Так, кошка Экстра получила свое имя из-за дополнительных шести пальцев на своих лапах, которые позволяют ей карабкаться по различным поверхностям, проявляя чудеса ловкости.

Впервые ее хозяева поняли, что их котенок чем-то отличается от остальных сородичей, когда в возрасте трех месяцев Экстра начала царапаться больше остальных котов. Хозяева дважды пересчитали количество пальцев на лапах животного и обнаружили, что Экстра обладает шестью лишними пальцами – у нее по 7 пальцев на каждой из передних лап и по 6 на каждой из задних. Как шутит хозяйка кошки Кэйлин Джерард, во время игры с Экстрой нужно надевать боксерские перчатки, иначе шансы серьезно пораниться сильно возрастают.

Стоит отметить, что наличие у кошки «экстра-пальцев» не удивительно – ее бабушка и брат имели по 6 пальцев на каждой лапе, однако наличие семи пальцев показалось хозяевам поразительным. «Мы ни разу не слышали о котенке с семью пальцами на каждой передней лапе», – отметила Кэйлин.

По словам врачей из ветеринарной клиники Glendowie в Окленде, лишние пальцы Экстры являются генетически наследованным врожденным пороком развития, называемым полидактилией, или многопалостью. Это генетическое изменение, выражающееся в наличии лишних пальцев на кисти или стопе, имеет долгую историю, палеонтологи даже находили окаменелости рептилий с такой особенностью.

Наиболее часто полидактилия встречается в форме шестипалости, однако Экстра оказалась в этом плане особенной кошкой. «Все же среди породистых кошек и собак многопалость является довольно-таки частым явлением», – заметила представитель Общества охраны животных Шелли Райан. По ее мнению, животные с добавочными пальцами не страдают задержками развития, более того, они обладают спокойным нравом.

Некоторые хозяева таких экстра-котов говорят, что наличие якобы лишних пальцев позволяет питомцам использовать их с потрясающей, почти человеческой ловкостью, например, для обращения с небольшими предметами. Другие шутят, что лишние пальцы делают их животных более сообразительными, фактически они представляют собой следующую стадию развития кошачьих, которые смогут открывать картонные коробки и банки без помощи человека.

Вряд ли, конечно, шести- и семипалые коты и кошки представляют собой новую расу домашних животных, однако и отрицать большую ловкость и сообразительность таких питомцев нельзя. Не зря же в прошлом они считались лучшими друзьями хитроумных ведьм, а капитаны кораблей любили брать их с собой в путешествия – на всякий случай.

Розетта кинула якорь на Марс

Исследовательский аппарат Rosetta Европейского космического агентства (ЕКА) в воскресенье утром успешно завершил гравитационный маневр с использованием притяжения Марса, пролетев всего в 250 километрах от поверхности планеты. Как сообщил Associated Press начальник программы полета космического аппарата Манфред Вархаут, наблюдавший за процессом из центра управления полетом на западе Германии, неконтролируемый маневр завершился в 03.40 по западноевропейскому времени (05.40 мск) выходом аппарата из марсианской тени.

15-минутный заход в марсианскую тень, во время которого аппарату пришлось полагаться на свои аккумуляторы, изначально не планировался – предполагалось, что затмения Солнца Марсом удастся избежать.

Маневр, во время которого Rosetta даже сфотографировала часть себя на фоне Марса при помощи камеры спускаемого аппарата, второй из четырех. Первый гравиповорот аппарат совершил в 2005 году близ нашей Земли. Вокруг неё же пройдут и еще два маневра – в 2007 и 2009 годах. В итоге зонд получит достаточный импульс, чтобы достичь своей главной цели – кометы Чурюмова – Герасименко – без дополнительных затрат топлива. Прибытие к комете ожидается в мае 2014 года. В это время Rosetta окажется на расстоянии в 800 млн километров от Солнца и миллиард километров от Земли.

Тогда-то и начнётся небывалая в истории космонавтики операция – высадка спускаемого аппарата на ядро крупной кометы.

Космический аппарат назвали в честь знаменитого Розеттского камня, обнаруженного в 1799 году солдатами наполеоновской армии в Египте. В XIX веке с расшифровки Франсуа Шампольоном его иероглифов началось изучение древнеегипетского языка и культуры Древнего Египта – одной из древнейших цивилизаций. В ЕКА считают, что их миссия поможет разгадать тайны старейших объектов Солнечной системы – комет.

Размер космического аппарата – 2,8 х 2,1 х 2 м3, размах солнечных батарей – 30 метров, общий вес – три тонны, из которых 1670 килограммов приходится на горючее. Научное оборудование весит 165 кг, и еще центнер отведен на спускаемый аппарат, который должен приземлиться на ядро кометы.

Разработка Rosetta началась еще в 1993 году в рамках программы ЕКА Horisons-2000. Изначально программа была иной: аппарат планировалось направить к комете Виртанена. Старт назначили на январь 2003 года, но в последний момент пришлось все менять: в декабре 2002 года на космодроме Куру во французской Гвиане взорвалась ракета «Ариан-5», и старт пришлось надолго отложить. Чтобы не терять аппарат, программу миссии в мае 2003 года изменили. Аппарат решили запустить в 2004 году к комете Чурюмова – Герасименко, открытой в 60-х годах крымскими астрономами Климом Чурюмовым и Светланой Герасименко. Старт успешно прошел 2 марта.

По дороге к комете аппарат также пройдет мимо двух астероидов – 2867 Стейнс и 21 Лютеция, изучение которых намечено на сентябрь 2008 и октябрь 2010 года соответственно. В нынешнем году зонд уже успел сфотографировать Лютецию, правда, издалека.

Напомним, что изучение комет космическими аппаратами началось в середине 1980-х, когда к Земле приближалась комета Галлея. Тогда ее посетили сразу пять земных аппаратов: два советских – «ВеГа-1» и «ВеГа-2», один из первых крупных проектов ЕКА Jo, а также японские «Сусей» и «Сакигакэ».