Внесолнечные ураганы

Ученые-астрофизики из Университета Вашингтона (University of Washington) и Гарвард-Смитсоновского центра (Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics) проанализировали данные о трех внесолнечных планетах. Эти планеты открыты в последние десятилетия и находятся на расстоянии 50–150 световых лет от Земли. Объекты получили наименования 51 Pegasi (50 св. лет), HD179949b (около 100 св. лет) и HD209458b (около 147 св. лет).

Все планеты – газовые гиганты размером с Юпитер (крупнейшую планету Солнечной системы) или крупнее. Они примечательны тем, что вращаются очень близко от своих звезд. Анализ температурных режимов на этих планетах и компьютерное моделирование привело астрономов к потрясающему выводу: там бушуют ветра, какие в Солнечной системе просто не встречаются. Даже Большое красное пятно на Юпитере с силой ветра более 500 километров в час по сравнению с ними – штиль.

Команда во главе с Эриком Эголом (Eric Agol) из Университета Вашингтона в своем стендовом докладе (постере) на собрании Американского астрономического общества в Сиэтле (American Astronomical Society national meeting in Seattlе) заявила: на этих планетах дуют ветра скоростью более чем 12 тысяч километров в час (9 тысяч миль в час) – гораздо быстрее скорости звука в атмосферах этих планет.

Это исследование – одно из первых, проливающих свет на процессы, происходящие на планетах других систем. В нынешнем году проведено и первое наблюдательное исследование таких процессов: космический телескоп Spitzer сумел разглядеть отличить на них день от ночи.

Если быть совсем точным, то ученым, работающим с космическим инфракрасным телескопом Spitzer, впервые удалось измерить дневную и ночную температуры на внесолнечной планете. Планета, названная Эпсилон Андромеда В, обнаружена в 1996 году. Она вращается вокруг звезды Эпсилон Андромеды в 40 световых годах от Солнца. Планета относится к классу так называемых горячих юпитеров.

Дневная температура планеты составила от 1400 до 1650 градусов Цельсия, ночная – от –20 до 230 градусов.

Видео с анимацией движения планеты вокруг своей звезды можно посмотреть здесь. Судя по всему, на этой планете тоже могут существовать подобные ураганы.

По всей вероятности, эта планета, обращающаяся вокруг своей звезды всего за 4,6 суток, приливно заторможена. То есть одно её полушарие всегда обращено к центру вращения (подобно Луне или Меркурию). Однако благодаря тому, что Эпсилон Андромеда В – газовый гигант, вещество достаточно быстро перетекает с дневной стороны на ночную. Можно только себе представить, какие погодные процессы происходят на ней, ведь разница температур между сторонами планеты – полторы тысячи градусов Цельсия.

Яйца силы

Британские ученые вывели кур, которые несут яйца, при помощи которых можно бороться с раком и другими смертельными заболеваниями.

Как сообщает «Би-би-си», исследователи из расположенного неподалеку от шотландского Эдинбурга, в котором была клонирована овечка Долли, Института Рослина (Roslin Institute) уже вырастили 500 таких кур.

В яйцах нескольких типов генетически модифицированных кур содержатся белки, использующиеся как противораковые препараты. Для этого в ДНК кур специалисты «встроили» несколько генов человека.

Например, одна линия кур несет яйца, в белках которых высока концентрация протеина miR24. Это антитело, позволяющее бороться с меланомой – одним из подвидов рака кожи.

Другая линия «производит» интерферон b-1a, который можно использовать для подавления самовоспроизводства вирусов в человеческих клетках.

Как сообщила ведущий автор работы, вышедшей в американском журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS), доктор Элен Сан, птицы – результат 15-летней работы института.

Пернатых планируется использовать в качестве своеобразных биофабрик по производству противораковых препаратов, которые позволят многократно удешевить в итоге лечение больных. Преимущества таких «фабрик» очевидны: по сравнению с другими животными, куры имеют достаточно короткий жизненный цикл, поэтому создать животное, продуцирующее тот или иной белок, можно в сравнительно короткий срок. Кроме того, формирование нужного вещества в яичном белке многократно упрощает выделение продукта.

По словам Элен Сан, работа далеко не закончена. Если концентрация интерферона, продуцируемого курами, уже достаточна для промышленного производства, то концентрацию антител ученые хотели бы увеличить, над чем и ведется работа в настоящий момент.

Исследование шотландцев в очередной раз показывает возможности биоинженерии. С помощью генетически модифицированных созданий можно бороться не только с внутренними проблемами человеческого организма. Они могут помочь разобраться с некоторыми опаснейшими загрязнителями окружающей среды.

Так, ученые Киотского университета создали бактерию, уничтожающую диоксины. Как сообщает Nature Biotechnology, группа под руководством Юси Ассо модифицировала две бактерии, поглощающих вредные химические вещества.

Бактерия Sphingomonas sp. A1 обладает специализированными мембранными структурами, которые названы «суперканалами». Они облегчают попадание макромолекул в клетку. Ученым удалось встроить эти суперканалы в клетки двух других бактерий: Sphingomonas wittichii RW1, разрушающей диоксины, и Sphingomonas subarctica IFO 16058T, которая разрушает полипропиленгликоль. Как отмечают в своей статье ученые, в обоих случаях удалось существенно повысить способность бактерий к поглощению указанных веществ. Так, диоксины уничтожаются Sphingomonas wittichii RW1 в два раза быстрее, чем до модификации.

По мнению ученых, результат эксперимента говорит о перспективности подобных биологических методов борьбы с загрязнением окружающей среды.