К диабету отнеслись по-свински

Исследователи из Института иммунологии и трансплантации у диабетиков (Diabetes Institute for Immunology and Transplantation) при университете Миннесоты вылечили диабет у обезьян при помощи пересадки клеток островков поджелудочной железы свиней.

Что такое ксенотрансплантация
Ксенотрансплантация (гетеротрансплантация) – трансплантация органа или ткани от животного человеку или животному другого вида...

В последние годы пересадка вырабатывающих инсулин клеток островков поджелудочной железы свиней считается крайне перспективным способом потенциального лечения диабета. В июне 2001 года стало известно, что бабуин, которому трансплантировали такие клетки в университете Северной Каролины, в течение девяти месяцев после пересадки не нуждается во введении инсулина.
Исследователи планировали пронаблюдать, сможет ли обезьяна и дальше обходится без инъекций и в случае положительного заключения приступать к разработке препаратов для человека. Чем закончились испытания, пока не сообщалось.

В 2005 году эндокринологи университета имени Вашингтона в Сент-Луисе вылечили крыс от диабета первого типа путем пересадки клеток поджелудочной железы зародыша свиньи. Генетически модифицированные клетки хорошо приживались без использования иммунодепрессантов.

Что такое сахарный диабет
Сахарный диабет – самое распространенное эндокринное заболевание в мире, выражающееся нарушением всех видов обмена веществ...

В Миннесоте пошли по другому пути. Разработка нового иммунносупрессивного препарата позволила успешно приживаться в организме обезьяны клеткам от обычных свиней, с которыми не производилось никаких генно-инженерных манипуляций. Медики полагают, что их метод позволит не только лечить диабет типа I и, возможно, даже II, но и, в первую очередь, поможет людям, страдающим от серьезных хронических осложнений диабета – повреждений сердца, кровеносных сосудов, глаз, нервов и почек.

В ближайшие три года планируется провести клинические испытания на людях.

Им введут клетки островков поджелудочной железы свиньи в портальную вену печени, и если все пойдет так, как планируют ученые, клетки в течение считанных минут обнаружат повышенный уровень глюкозы и произведут выброс инсулина.

По состоянию на сегодняшний день больные диабетом I типа не могут жить без ежедневных пожизненных инъекций инсулина. В день им приходится выдерживать от 4 до 10 уколов. И уколы не излечивают диабет, а только помогают организму находиться в состоянии постоянной ремиссии и контролировать уровень сахара в крови. Кроме того, сохраняется риск побочных заболеваний – бронхитов, пневмоний, гипертонической и ишемической болезни сердца, атеросклероза, слепоты. Чтобы разработать эффективное средство лечения диабета I типа, нужен безопасный, надежный и доступный источник клеток островков поджелудочной железы. Необходимость генетической модификации свиней сильно затрудняет их использование в трансплантации, но ученые из Миннесоты, по их словам, нашли способ обойти препятствие. Подробности успеха на ниве ксенотрансплантации сообщает в номере за 19 февраля журнал Nature Medicine.

Фитнес-зависть и её последствия

Мужчины и женщины совершенно по-разному реагируют, когда им прямо говорят о несовершенстве их тел. В ходе 16-дневного исследования, изучавшего характер питания человека в условиях своеобразного социального давления (СМИ, телевидение и т. д.), учёные сформировали из 151 молодого мужчины и 222 женщин, недовольных своими телами, 4 группы. Волонтерам показывали слайды с изображением идеальных и гармонично сложенных женских и мужских тел. Картинки взяли из современных модных женских и мужских журналов – Cosmopolitan, Glamour, Vogue, Shape, Elle, Men's Health, Men's Fitness, Muscle & Fitness.

Первая группа смотрела эти картинки без сопровождающего текста, вторая – с текстом, посвященным диете и физическим нагрузкам, третья – с абсолютно посторонним текстом, а контрольная, четвертая группа вообще осталась без картинок. После этого всем просмотревшим слайды предложили заполнить короткую анкету, в которой они указывали несоответствия между своими телами и тем, что они назвали бы идеальным телом для представителя своего пола.

Затем испытуемым предложили перекусить солеными кренделями. Все подумали, что начался перерыв, а на самом деле крендельки и стали инструментом для проведения эксперимента.

В итоге выяснилось, что после созерцания фотографий мужчины и женщины съели разное количество еды. «Если говорить в двух словах, то мы обнаружили, что мужчины, не уверенные в идеальности своих тел, съели больше, чем обычно, а женщины, наоборот, меньше», – заметила профессор Кристен Харрисон из Университета штата Иллинойс.

По словам Харрисон, исследование лишний раз доказало значительное влияние внешних факторов – рекламы в СМИ, на телевидении – на формирование таких болезней современного общества, как анорексия или булимия.

Например, если женщина регулярно читает гламурные журналы, содержащие в себе фотографии идеально сложенных моделей, или является постоянной зрительницей программ про диету, она может сознательно начать воздерживаться от приемов пищи. Причем даже когда по-настоящему голодна. Мужчина же, чувствующий свою ущербность по отношению к субтильным мальчикам моделям, наоборот, начинает усиленно поглощать пищу, даже когда сыт, дабы доказать всем окружающим и себе в первую очередь, что он «настоящий мужчина».

Фактически все болезни, связанные с нарушением питания, в значительной степени являются не следствием проблем с аппетитом или обменом веществ, а реакцией психики на внешние раздражители.

«Мы надеемся, что последующие исследования будут посвящены расширению нашего понимания того, что молодые люди, особенно те, кто являются наиболее уязвимыми для подобных внешних факторов, могут сопротивляться их влиянию», – добавляет профессор Харрисон.

С результатами исследования можно ознакомиться в декабрьском номере Communication Research.