Рекомендуем

дополнительно по теме на сайте newsprom.ru

Хрустальные галактики

Cпитцеровский телескоп открыл галактики, ядра которых укутаны битым хрусталем. Как следует из присланного в «Газету.Ru» официального сообщения NASA, кристаллические силикаты удалось обнаружить в сталкивающихся галактиках. Это первый случай, когда их нашли вне нашей Галактики.

«Мы были удивлены, когда отследили такие тонкие и деликатные предметы в центре одного из самых «неистовых» мест в галактике, – сообщает доктор Генрих Спун из Корнелльскоо университета в Итаке, Нью-Йорк, ведущий автор статьи, которая будет опубликована 20 февраля в Астрофизическом журнале. – Кристаллы легко разрушаются в таких условиях. Но, судя по наблюдаемой картине, еще быстрее создаются гибнущими звездами».

Доктор Ли Армас из Научного спитцеровского центра в Калифорнийском технологическом институте в Пасадене говорит: «В центре сливающихся галактик происходит выброс силикатов, и поднимается как бы огромная пыльная буря. Галактические ядра оказываются в своеобразном стеклянном одеяле».

Изучаемые космическим телескопом галактики сильно отличаются от Млечного Пути. Это темные и «пыльные» галактики, наблюдаемые, как правило, в инфракрасных лучах. Они получили название Ulirgs (ultraluminous infrared galaxies). Эти галактики как раз и плавают в силикатных кристаллах.

Чтобы силикаты обрели кристаллическую форму, требуется высокая температура. Астрономы уверены, что основной источник кристаллов – массивные звезды в центре галактики.

«Представьте себе два грузовика с мукой, врезавшихся друг в друга. Поначалу столкновение поднимет белое облако, но долго оно не просуществует», – говорит Спун.

Спитцеровский телескоп обнаружил кристаллы в 21 из 77 изученных им Ulirgs. Как полагают ученые, в остальных галактиках «облако муки» либо уже улеглось, либо еще не поднялось.

Телескоп Спитцера уже наблюдал кристаллы силикатов в космосе. Правда, это было в Солнечной системе. А 4 июля 2005 года телескоп наблюдал за экспериментом Deep Impact, о котором «Газета.Ru» писала неоднократно. О предварительных результатах наблюдения с космической обсерватории NASA сообщило в сентябре.

Инфракрасный спектрограф на телескопе изучал из космоса облако обломков кометы, выброшенных в космос после удара медной болванки по ядру. В том числе телескоп обнаружил и силикатные кристаллики размером меньше песчинок. Среди силикатов был найден и минерал оливин.

Помимо силикатов удивленные ученые обнаружили в ядре кометы карбонаты и глинозем. То, какую роль эти вещества играли в формировании Солнечной системы, ученым еще предстоит выяснить. Кроме того, непонятно и само наличие глинозема и карбонатов, ибо их образование, по мнению ученых, требует наличия жидкой воды.

Родильное сумасшествие

Каждая тысячная первородящая женщина в течение первых трех месяцев после родов попадает в психиатрическую лечебницу с диагнозом депрессия или даже шизофрения. При этом расстройства психики в той или иной мере наблюдаются у молодых матерей в 4 раза чаще, чем у всех остальных женщин. Кроме того, вероятность заболеть ментальным недугом у молодых мам в течение первых 10–19 дней в 7 раз выше, чем у женщин, чьим детям на момент исследования уже исполнился год.

Как выяснили ученые из University of Aarhus после 32-летнего наблюдения за 2,3 млн датчан, мужчины психологически переносят рождение ребёнка легче. На тысячу родов приходится 0,37 случаев, когда новоиспеченные папы начинали страдать расстройствами психики. Причём данный показатель одинаков как для отцов, уже имеющих относительно взрослых детей, так и для экс-бездетных мужчин.

По словам автора исследования Трайн Мунк-Олсен, результаты наблюдений указывают на то, что послеродовые расстройства психики связаны с изменениями физиологических процессов матери во время беременности, а не с психосоциальными аспектами материнства.

Женские гормоны – эстрогены и протестероны, которые во время беременности вырабатывались яичником и плацентой в больших количествах, после появления на свет ребенка начинают уменьшаться, постепенно возвращаясь к уровню, предшествовавшему беременности. К этому надо прибавить и физические нагрузки, связанные с новыми обязанностями. Хроническая нехватка сна, кормление грудью – все это негативно сказывается на организме женщин, особенно тех, кто рожает впервые.

Впрочем, ряд ученых считают, что послеродовая депрессия поддается лечению. «Эффективное лечение для таких случаев существует», – уверена, например, Кэтрин Уиснер из медицинского центра Университета Питтсбурга.

Статья, сопровождающая исследование датских ученых, издана в Journal of the American Medical Association за эту неделю.