Динозавры и история жизни на Земле

Рекомендуем

дополнительная информация здесь

Статистика




Яндекс.Метрика




Сверхновые новости

Космический телескоп Chandra, наблюдающий небо в рентгеновском диапазоне, в сотрудничестве со своим инфракрасным «коллегой» Spitzer сфотографировал самые яркие остатки сверхновой в галактике Большое Магелланово Облако, расположенной в созвездии Золотая Рыба, сообщает официальный сайт телескопа.

Бело-розовые волокна более холодного газа в изображении остаточного облака сверхновой №49 получены при помощи телескопа Spitzer. Это уже оказалось удивительным для ученых, ожидавших, что большую часть инфракрасного излучения в остатках сверхновой дадут частицы пыли.

Уникальная волокнистая структура остатков сверхновой отмечалась еще на снимках в видимом диапазоне, полученных телескопом Hubble.

Недавнее картографирование молекулярных облаков в остатках взорвавшейся звезды показывает, что они расширяются асимметрично, образуя уплотнения к юго-востоку.

Снимок, сделанный Chandra в рентгеновском диапазоне (синие пятна), также подтверждает асимметрию расширения: несмотря на круглую в целом форму источников рентгеновского излучения, наблюдаются просветления на юго-востоке.

Как полагают ученые, наблюдения рентгеновской обсерватории дают дополнительные данные для понимания одного из самых грандиозных явлений во Вселенной – вспышки сверхновой. Сейчас в науке обсуждаются две основные модели процесса: относительно медленное горение (slow burn) или «быстрый бах» – взрыв (fast bang). Скорее всего, нынешние наблюдения добавят аргументов в пользу одной из моделей.

Практически все телескопы мира, в том числе и орбитальные, работают над разгадкой теории сверхновых. Так, совсем недавно Chandra сделал еще одно открытие, изучая остатки другой сверхновой в нашей Галактике. Наблюдая объект Кассиопея А (CasA), он увидел самый настоящий «космический пинбол», в ходе которого образуются космические лучи.

Объект Кассиопея А (CasA), изученный телескопом, – это остатки сверхновой звезды массой от 15 до 20 масс Солнца, вспыхнувшей 340 лет назад. Точнее, 340 лет назад до Земли дошел свет от этого события, и звезда внезапно стала видимой невооруженным взглядом.

Рентгеновское изучение CasA дало ученым подтверждение одной из теорий образования космических лучей. Данные исследования явно говорят, что электроны, многократно пересекая в газе вызванные взрывом сверхновой ударные волны, разгоняются магнитными полями почти до световых скоростей. Наблюдение стало возможно благодаря тому, что команде астрономов удалось отделить рентгеновские сигналы нагретого до десятка миллионов градусов газа от рентгенов, испущенных ускоряющимися электронами.

А «коллега» Chandra по исследованию сверхновой в Магеллановом Облаке сумел практически одновременно с рентгеновским исследованием CasA установить, что вещество с неё слетает слоями, как шелуха c луковицы.

До снимков Spitzer астрономы находились в затруднении по поводу процессов, происходящих в CasA.

С одной стороны, если звезда взорвалась равномерно, то она должна последовательно сбрасывать слои вещества. А они, в свою очередь, должны сохраняться в относительном порядке. Но в данном случае этого не наблюдалось. Как выяснилось, сбрасываемые позже внутренние слои вещества звезды двигаются с большей скоростью, поэтому частично внутренние слои обогнали внешние.


Невнимательность – это наследственное

Профессор Гарвардского университета Кван-Су Ким, возможно, установил причину одной из самых актуальных проблем педиатрии – синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ).

СДВГ – это дисфункция центральной нервной системы, которая проявляется в виде трудностей концентрации и поддержки внимания, нарушений обучения и памяти, отвлекаемости, импульсивности поведения. По разным данным, синдромом дефицита внимания и гиперактивности страдают около от 2,2 до 18% детей. Американской ассоциацией психиатров приводится цифра 5% от общего числа школьников. Фактически в каждом классе есть хотя бы один ребенок с таким психическим отклонением.

Врачи объясняют возникновение СДВГ сбоем в выработке гормона норадреналина, влияющего на концентрацию внимания.

Поэтому наряду с множеством психологических подходов иногда применяют ноотропные лекарства (корковые стимуляторы), улучшающие обмен веществ в мозгу. Однако проблема оказалась зарыта намного глубже, чем просто сбой, утверждает Ким в статье, опубликованной на этой неделе в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Норадреналин – одно из самых важных веществ, которым пользуются нейроны при передаче сигналов. Однако передатчиком он служит не сам по себе, а при помощи специальных белков-транспортёров, которые расположены на поверхности нейронов. Поэтому даже достаточное количество гормона при недостатке его переносчиков может вызвать эффект нехватки норадреналина. Что автоматически приведёт к раздражительности и депрессии.

Учитывая эту особенность работы гормона, профессор Ким начал изучать генетические изменения, влияющие на активацию гена, связанного с синтезом переносчиков норадреналином. В результате исследователи обнаружили лишь одну мутацию, при которой его активность заметно ослабевает.

На основе анализа данных по 128 испытуемым (60 здоровых и 68 с синдромом) Ким обнаружил, что у страдающих СДВГ детей чаще всего такая мутация есть. У здоровых, соответственно, в этой области всё в порядке. На основании полученных данных исследователи сделали вывод о несомненной связи найденной мутации и возникновения СДВГ.

Медики уже давно заметили, что в семьях детей с СДВГ нередко имеются близкие родственники, имевшие в школьном возрасте аналогичные нарушения.

В родословных детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности также часто прослеживается отягощенность в виде навязчивых мыслей и тиков (вплоть до синдрома Жиля де Ла Туретта). Однако диагностировать синдром во взрослом возрасте крайне сложно. К тому же у взрослых довольно часто сознательно или бессознательно происходит амнезация возможных симптомов СДВГ.

Впрочем, не все разделяют оптимизм гарвардских ученых. По мнению невролога из Национального института психического здоровья доктора Дэниэла Вайнбергера, несмотря на убедительность проведенного молекулярного анализа, полная уверенность в существовании взаимосвязи мутации и СДВГ появится только после ряда исследований в более многочисленной группе испытуемых.