Динозавры и история жизни на Земле

Поиск по сайту



Статистика




Яндекс.Метрика




Отпечатки запахов

Любого человека можно вычислить не только по отпечаткам пальцев, но и по уникальному запаху. К такому (пока предварительному) выводу пришли исследователи из Венского института этологии Конрада Лоренца во главе с Дастином Пенном.

Для подтверждения своей теории ученые за 10 дней собрали по 5 образцов слюны, мочи и пота у каждого из 197 взрослых мужчин и женщин, участвовавших в эксперименте. Образцы изучили при помощи хроматографии (физико-химический метод разделения и анализа смесей, основанный на распределении их компонентов между двумя фазами – неподвижной и подвижной) и масс-спектрометрии (физический метод, основанный на измерении массы заряженных частиц материи, проще говоря, разделение веществ по массе).

Первый вывод оказался достаточно очевидным – мужские и женские запахи отличаются кардинально. Второе наблюдение заключалось в том, что наиболее пахучие вещества содержались в поту людей.

Возможно, отметили австрийские исследователи, причина в том, что человеку необходимо маркировать самого себя.

Своеобразный коктейль из ароматов, собранный за время эксперимента на каждого из участников, постоянно менялся.

Но ученые выделили примерно 400 химических соединений, которые так или иначе присутствовали в анализах пота всех людей.

При этом сравнение состава анализов на наличие или отсутствие этих соединений показало, что даже у родственников или очень близких друг другу людей набор данных соединений уникален, сообщает Journal of the Royal Society Interface.

Сейчас еще рано говорить, что человеческий аромат может служить носителем надежной биометрической информации, говорят авторы. Пока не проведено достаточного количества дополнительных экспериментов, отпечатки пальцев все равно останутся самым надежным способом идентификации человека. Однако работы такие проводить необходимо, потому что часто дактилоскопический анализ места преступления результатов не даёт. А вычислять преступников как-то нужно.

Проблемы определения химического состава запахов и влияния ароматов на поведение людей изучаются учеными довольно пристально. Например, в августе 2006 года группа ученых из Чикагского университета под руководством Эрин Эйблс проводила на лабораторных крысах опыты, связанные с обонятельными функциями грызунов. Как показали эксперименты, крысы без труда идентифицируют по сходному запаху генетически связанных людей. Грызунов знакомили с запахом того или иного добровольца, а затем измеряли скорость, с которой крысы реагируют на новые запахи. Выяснилось, что запах кого-либо из родственников обладателя уже известного запаха зверьки воспринимали быстрее, чем запахи посторонних людей.

Так ученые подтвердили теорию о генетической основе запахов.

Есть также данные, что даже очень злые собаки спокойно и дружелюбно воспринимают родственников хозяина, даже если видят их впервые в жизни. Возможно, они также идентифицируют впервые увиденных людей как «своих» по специфическому компоненту запаха.

Теперь исследователи выдвигают далеко не новую гипотезу о том, что человек также может различить запахи родственников и не связанных узами родства людей. По мнению Эйблс, такое умение помогает нам избежать нежелательного поведения вроде инбридинга – межродственного скрещивания.


Жучки Страдивари

Техасские ученые раскрыли секрет скрипок Стардивари и Гварнери. Как заявил профессор Джозеф Нагуари из Университета Техаса, «наши исследования неоспоримо свидетельствуют, что древесина, использовавшаяся великими мастерами, подвергалась агрессивной химической обработке. Ключевым фактором в процессе получения уникального звучания стало использование окислителей. Скорее всего, мастера и не подозревали о таком эффекте химической обработки, они применяли её с целью уберечь свои творения от древесных червей. А операция, которая позволила огородить музыкальные инструменты от атак паразитов, привела к бесподобному звучанию», – утверждает Нагуари.

Исследователи изучили несколько скрипок и виолончелей, созданных мастерами Страдивари и Гварнери в промежутке между 1717-м и 1741-м. Инструменты подверглись спектральному анализу, который позволяет провести количественный и качественный анализ состава и строения вещества по спектрам излучения, поглощения или отражения. Данный вид диагностики отличается высокой чувствительностью и часто применяется в химии.

Обследование выявило два компонента, которые и стали причиной уникального звучания. Химическому анализу подвергся лак, которым обрабатывались инструменты, а также наполнитель, заполнявший внутренние пустоты скрипок и виолончелей.

«Свои исследования я начал в 70-х годах XX века. Еще тогда я выступал с предположением, что залогом чудесного звучания служат химические вещества, а никак не дерево. Ранее считалось, что данный эффект достигался благодаря уникальной технике, которую мастера применяли в ходе изготовления корпуса. Страдивари и Гварнери изготавливали свои инструменты из цельного куска дерева», – отмечает профессор Нагуари.

Во времена Страдивари и Гварнери связь между скрипичными мастерами практически отсутствовала, другие производители музыкальных инструментов просто не могли узнать о составе, которым два мастера обрабатывали свои произведения. Если бы другие мастера прознали о чудесном составе, помогающем, по мнению Страдивари и Гварнери, только от древесных паразитов, история струнно-смычковых инструментов развивалась бы совершенно в другом ключе. Уникальные инструменты, цены на которые сейчас составляют миллионы, возможно, стали бы общедоступными.