Гессенских алхимиков вывели на чистую глину

Сотрудники Университетского колледжа Лондона и Кардиффского университета исследовали одно из главных приспособлений химических лабораторий того времени – тигель. В составе вещества, из которого были сделаны тигли мастеров Гессена, найдено соединение, описанное лишь в ХХ веке.

Как известно, алхимики занимались исследованием трансмутации веществ, пытаясь получить золото с помощью воображаемого «философского камня».. Превращения они пытались добиться с помощью самых различных процедур. Смешивание, охлаждение, нагревание – для всего этого требовались специальные сосуды, способные выдержать химическое, механическое и температурное воздействие. На столе алхимика находилась простая стеклянная, деревянная, металлическая, глиняная посуда, но особое место занимали немецкие тигли.

В Средние века тигли, изготовленные в земле Гессен (Германия), были известны по всему миру. Археологи находили их не только в Центральной Европе, Испании, Португалии, Великобритании, Скандинавии, но даже на территории Америки. Эти тигли обладали уникальными свойствами: они выдерживали высокие температуры и самые различные реакции, не боялись едких веществ. Многие мастера пытались повторить их, но ничего не получалось. Секрет гессенских тиглей оставался нераскрытым.

Недавние исследования показали, что мастера использовали передовой материал, полностью описанный и названный только в ХХ столетии.

Доктор Маркос Мартинон-Торрес, который вёл исследование, резюмировал: «Исследование более 50 гессенских и других тиглей показало, что секретным компонентом мастеров из Гессена был силикат алюминия Al6Si2O13, иначе известный как муллит».

Муллит чрезвычайно стоек к высоким температурам, химическим и механическим воздействиям. В наше время этот материал используется, например, в производстве керамики, строительных материалов, оптических устройств, турбинных двигателей.

<4>Сейчас муллит получают при нагревании определённых веществ до высоких температур или же при сплавлении смесей в электронных печах. Средневековые мастера изготавливали тигли с примесью специальной белой глины (каолинит), а потом обжигали их при температуре выше 1100° C.

Именно из этой глины при высокой температуре образуется чудо-вещество, сделавшее немецкие тигли незаменимыми для алхимиков.

Конечно, мастера не обладали обширными знаниями о муллите. Просто однажды кто-то из них открыл рецепт, который впоследствии стал успешно использоваться в гессенских мастерских. Точно так же, например, древние люди открыли для себя железо.

Как сказал профессор Кардиффской школы истории и археологии Ян Фристоун, уникальная гессенская технология производства тиглей стала результатом большого опыта работы мастеров и их изобретательности.

Так как открытие обеспечивало гессенский товар преимуществом, оно осталось в тайне.

Впрочем, для средневековых мастеров скрытность была типичной чертой. Этому есть множество примеров в истории. Правительство Венеции, например, для сохранения тайны изготовления знаменитого венецианского стекла превратило остров Мурано в пожизненную тюрьму для многих поколений мастеров-стеклодувов. В Китае считался государственной тайной секрет производства шёлка.

Эволюция брюшного тифа

Специалисты из Института инфекционной биологии общества Макса Планка в Берлине (Max Planck Institute for Infection Biology, Berlin) выступили с обобщением своих исследований по эволюции бактерии брюшного тифа – тифозной сальмонеллы.

Изучив 105 разновидностей микроба, ученые выяснили соотношение их генотипов и поняли, что с тифом не так-то легко бороться. Сравнительный анализ 90 000 пар оснований ДНК обнаружил 88 расхождений. Они показывают, что разветвленная популяционная структура сформировалась между 10000 и 43000 лет назад.

Ученых удивляет, что сохранялись и переходные формы генотипов.

Однако самое главное – увеличению числа разновидностей бактерии служило как раз лечение человека антибиотиками.

Бесконтрольное массовое применение антибиотиков против тифа, в первую очередь флуорохинонов, привело к пугающему росту модификаций бактерии, устойчивой к антибиотикам. Теперь при наличии такого количества разных штаммов стандартный комплекс мер борьбы с заболеванием – антибиотики плюс прививка – оказывается неэффективным.

Исследование модификаций из Южной Азии показало, что с штаммы с различными генотипами приобретали устойчивость к антибиотиками независимо друг от друга.

Исследование, опубликованное в журнале Science, как ожидают ученые, позволит создать новую комплексную стратегию по борьбе с этим заболеванием, от которого ежегодно погибает 200 тысяч человек.

Работа английских исследователей показала, что современные ингибиторы гриппа также приводят к его трансформации. Расшифровка структуры одного из ключевых белков вируса показала, что у каждого типа свой активный центр, на который универсальные ингибиторы не действуют.

Разновидность вируса гриппа зависит от комбинации разновидностей ферментов Н и N. Штамм, вызывающий наибольшее волнение сейчас, – Н5N1, так называемый птичий грипп. Как известно, он распространяется среди птиц и передается от птицы человеку. Ученые опасаются, что вирус птичьего гриппа может мутировать и начнет передаваться от человека к человеку.

До сих пор изученными оставались только две из структур нейраминидазы – N2 и N9. На их основе изготавливались антивирусные лекарства – вещества, блокирующие эти ферменты. Впрочем, ингибиторы для N2 и N9 были эффективны и при остальных формах нейраминидазы.

До сих пор считалось, что эффективность ингибиторов обусловлена идентичностью активного центра нейраминидазы. Однако англичанин Джон Скехель из Национального института медицинских исследований в Лондоне доказал, что это не так.

Вывод опубликованной в Nature работы таков: механизм действия ингибиторов нейраминидазы остаётся неизвестным. Более того, универсальность действия ингибиторов может обернуться весьма неприятной стороной. Известно, что ингибиторы не уничтожают находящийся в организме носителя вирус полностью. Они просто снижают его концентрацию, что позволяет организму выработать антитела до наступления серьёзных последствий. Именно поэтому тенденция к увеличению устойчивости вирусов становится особенно тревожной: логично предположить, что выживают вирусы, которые просто-напросто не блокируются ингибиторами. Что, согласно теории Дарвина о естественном отборе, автоматически приводит к усовершенствованию вируса.

По словам Скехеля, для успешной борьбы с вирусами гриппа необходим новый класс ингибиторов, ориентированных именно на активные центры нейраминидазы.