Первые краски палеозоя

Самые «древние» сложные органические молекулы обнаружены учеными из Государственного университета штата Огайо (Ohio State University). Геологу, докторанту Кристине О`Мэйли удалось выделить вещества желтого и оранжевого цвета из окаменелостей криноидов (морских лилий) – иглокожих морских организмов, живших 350 миллионов лет назад, в конце Миссисипского периода (нижнего карбона).

Исследовательница изучила три окаменелости разных видов – два из штата Индиана и один из Швейцарии – и в каждом из них обнаружила органику. Скелет криноидов очень пористый, и, окаменевая, органика «замуровалась» в порах.

Химики классифицируют эти вещества как пигменты. Однако нет никакой гарантии, что эти вещества служили морским лилиям именно в этом качестве. Как считают первооткрыватели, возможно, вещества еще и отпугивали хищников, ведь криноиды ведут сидячий образ жизни.

Любопытно, что некоторые морские лилии, существующие ныне, также окрашены в желтые и оранжевые цвета.

Профессор геологии Уильям Осич так прокомментировал работу своего докторанта: «Геологи и палеонтологи давно надеялись обнаружить органику внутри окаменелостей. Однако нынешняя находка – это первый такой успех ученых».

Теперь палеонтологи смогут использовать пигменты в качестве биомаркеров. Поскольку, судя по всему, окаменелости разных видов морских лилий давали разные вещества, теперь удастся «навести порядок» в их генеалогическом древе, установив их генезис.

А самые древние остатки живых существ вообще в 10 раз старше, обнаружены в Австралии.

Как выяснили специалисты Австралийского центра астробиологии, горы необычной формы, расположенные в области Пилбара на западе Австралии, оказались строматолитами. Строматолиты возникают только в результате жизнедеятельности колоний водорослей, то есть могут вырасти только при участии микробов. Исследованные скалы, возраст которых около 3,5 млрд лет, являются не чем иным, как свидетелями самых ранних этапов жизни на Земле, сообщает журнал Nature.

«Эти горы – прародитель жизни. Если вы верите, что жизнь зародилась в пределах нашей планеты, возможно, она зародилась именно здесь», – так характеризует объект своих исследований их руководитель Абигейл Олвуд. Фактически, горы представляют собой окаменевший фрагмент биосферы, причем не разрозненные элементы, а целую законченную экосистему вроде той, которая и сегодня присутствует в виде подводных коралловых рифов. Такую систему удалось обнаружить и описать впервые.

Загореть и поправиться

Австралийские ученые сообщают о новом методе, позволяющем бороться с рядом хронических заболеваний. В первую очередь – с бронхиальной астмой.

Сотрудники Telethon Institute for Child Health Research австралийского города Перт установили, что дозированное облучение ультрафиолетовыми лучами (например, пребывание на солнце) может существенно уменьшить проявления астмы.

Команда исследователей изучила влияние ультрафиолета на развитие астмаподобных явлений (таких, как воспаление и обструктивные явления дыхательных путей и легких) у мышей. В ходе экспериментов они установили, что облучение ультрафиолетом за 15-30 минут до воздействия аллергена значительно снижает интенсивность астмаподобной реакции. К тому же, в организме облученных мышей вырабатываются специальные клетки, которые при введении их контрольной группе предотвращают развитие отдельных астмаподобных симптомов и у нее.

Профессор Прю Харт (Prue Hart), возглавляющий рабочую группу, в которую входят доктор Дебора Тернер (Debra Turner), доктор Шелли Горман (Shelley Gorman) и студентка факультета философии Жаклин Макгэйд (Jacqueline McGlade), подытожил результаты работы так: контролируемое облучение ультрафиолетом значительно снижает скорость развития, широту проявления и тяжесть астмаподобных явлений у мышей.

«Мы продолжим работу над механизмом этого явления, чтобы разработать способы профилактики и лечения астмы. Однако, учитывая высокий риск развития рака кожи от частого пребывания на солнце, мы должны выделить наиболее полезную часть из всего спектра ультрафиолетового излучения для безопасной и эффективной терапии бронхиальной астмы», – говорит Харт.

По мнению ученых, на полное завершение работ по исследованию влияния ультрафиолетового излучения на бронхиальную астму у них уйдет еще несколько лет.

«Газета.Ru» следит за изучением бронхиальной астмы.