Археологи потревожили дух Македонского

Греческие археологи обнаружили большую гробницу в древней столице Македонского царства. Как уточняет «Би-би-си», сначала захоронение обнаружил греческий фермер. Оно находилось в скале неподалеку от древней Пеллы – столицы государства Македония, где родился знаменитый Алексанр III Македонский.

Древняя гробница оказалась самой большой из всех подобных. Восемь камер и центральный зал имеют общую площадь в 63 метра. Захоронения, обнаруженные в Греции ранее, имеют не более трех камер.

Стены склепа еще хранят следы покраски в красный, светло-голубой и золотой цвета.

В гробнице находятся тела минимум семерых родственников.

По мнению археолога Марии Акамати, гробница была фамильным склепом богатой македонской семьи III века до нашей эры: времени, когда еще не утихла борьба за власть после смерти Александра Македонского. Археолог считает, что македонские семьи могли позаимствовать этот способ захоронения из Египта. В Элладу его мог привезти сам Александр Великий, захвативший Египет примерно за сто лет до создания гробницы.

Мария Акамати рассказала, что находки фамильных склепов знатных семей – большая редкость.

Обычно встречаются захоронения простого народа.
Еще в древности до захоронения добрались грабители, однако археологам удалось обнаружить немало предметов материальной культуры того времени: глиняные сосуды и статуэтки, медные монеты, фрагменты погребальных венков, золотые серьги. Также ученые нашли три надгробные стелы с надписями (на каком языке надписи, ученые пока не уточнили).

10 февраля 2006 года стало известно об обнаружении египетскими археологами неизвестного ранее
захоронения в Долине Царей. Его нашли неподалеку от города Луксор, расположенного в 500 километрах к югу от Каира. Время погребения оценивается 1500–1300 годами до н. э. Поэтому можно считать, что февраль выдался очень богатым на выдающиеся археологические открытия.

Именно гробницы дают археологам больше всего материала о жизни древних людей. В этом отношении с ними могут посоперничать разве что свалки.

Бактерии гены не нужны

Ученые из Университета Аризоны в Тусоне и из Японии расшифровали самый короткий из известных до сих пор геномов. Он принадлежит бактерии Carsonella ruddii. ДНК бактерия состоит только из 159 662 пар нуклеотидов, которые образуют только 182 кодирующих белок генов.

До сих считалось, что такого короткого генома просто недостаточно для существования живого организма. Наименьшая из известных до данной работы ДНК содержала в себе втрое больше нуклеотидов, чем у Carsonella ruddii.

Как пояснила одна из авторов работы профессор экологии Нэнси Моран, Carsonella ruddii – это симбиотичсекая бактерия. Она живет в насекомых подотряда псиллид. Ученые называют такие бактерии эндосимбионтами. Они настолько «встроены» в физиологию животного-хозяина, что без них оно уже не может обходиться. А в псиллидах процесс зашёл ещё дальше: бактерии живут в специальных клетках – бактериоцитах, объединенных в особые структуры – бактериомы.

Пристальное изучение ДНК бактерии показало: она утратила большинство жизненно необходимых генов. Тем не менее, белки, которые эти гены должны вырабатывать, в организме Carsonella ruddii присутствуют.

Загадка решилась только после того, как генетики изучили ДНК псиллид. Оказалось, что ДНК насекомого постепенно захватывает функции бактериальной коллеги. Впоследствии бактерия просто выбрасывала из своей ДНК ненужные гены, что и привело в итоге к столь малым размерам главной молекулы организма

Фактически генетики смогли застать процесс полномасштабного встраивания симбионта в животного-хозяина, считают авторы работы. Как полагают ученые, дальнейшая эволюция сольет два организма и два генома в один, а клетки с бактериями сформируют новый орган насекомого.

Сила эпилептической мысли

Невропатологи университета Вашингтона в Сент-Луисе искали способ снизить частоту эпилептических припадков без медикаментозного вмешательства. А в итоге научили 14-летнего пациента играть в видеоигрушку… без клавиатуры. Он перемещал курсор на экране компьютера электрическими импульсами коры головного мозга.

Эксперимент начался как попытка снижения частоты эпилептических припадков. Первая стадия подобного лечения состоит в определении зоны коры головного мозга, отвечающей за возникновение приступов эпилепсии. На коре больших полушарий головного мозга мальчика врачи разместили электроды для записи биопотенциалов. Такой метод (электрокортикография) используется как более эффективный, чем электроэнцефалография, при которой электроды располагаются на голове без вживления.

Доктор медицины из медицинской школы университета Эрик Льютард и специалист по биомедицинской инженерии Дэниел Моран подключили пациента к компьютеру. На нём установлена специальная программа на основе видеоигры «Звездные захватчики». Врачи попросили мальчика подвигаться и произнести что-нибудь. При этом они наблюдали за тем, как его мозговые сигналы связаны со всеми действиями. Затем экспериментаторы попросили мальчика поиграть в «Звездных захватчиков», управляя ходом игры при помощи клавиатуры. Когда он прошёл два уровня, ему предложили забыть про руки и лишь представить, что он управляет пушкой.

Программа восприняла управляющие команды мальчика и начала передвигать дуло. «Он прошел 1 уровень, используя только мозговой контроль. - сказал Льютард. - Затем мы дали ему более сложную версию игры, и он мастерски прошел 2 уровня только с помощью своего воображения!»

Тем временем врачи выяснили, что подбор определенных условий в игре уменьшает время приступа, а иногда и полностью его предотвращает. «У нас появился шанс разработать новый метод лечения эпилепсии без использования медицинских препаратов, но над этим надо еще много работать», – говорят авторы работы.

Однако и другая сторона работы представляет немалый интерес. Авторы сообщают: «Созданный нами интерфейс позволит парализованным людям перемещаться без посторонней помощи, а также, вполне вероятно, приведёт к появлению нового класса компьютеров». Правда, на этом пути множество проблем – далеко не всякий человек согласится на вживление в мозг проводов, поэтому для массового внедрения подобных программ необходимо добиться более чёткого сигнала из головы.