Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Сепсису гангрена не нужна

Что такое сепсис
Сепсис – тяжелое инфекционное заболевание. До сих пор считалось, что оно развивается вследствие заражения крови микробами, чаще гнилостными и гноеродными (стафилококки и стрептококки)...

Коллектив исследователей из клиники Мейо (США) опроверг общепринятую теорию сепсиса – заражения крови, созданную еще в XIX веке. На сегодняшний день считается, что сепсис – системная реакция на очаг инфекции, воспаление, инициированное инфекционными агентами – микроорганизмами или их токсинами, проникшими в кровеносное русло.

Медики из клиники Мейо считают, что пришла пора пересмотреть взгляды на сепсис. Полученные ими данные доказывают, что сепсис начинается с изменений в определенных рецепторах клетки, которые и вызывают общее воспаление. Причем даже в отсутствие болезнетворных бактерий. Отчет о проведенном исследовании опубликован в последнем номере журнала Trends in Molecular Medicine. «Ученые напрасно зациклились на одном-единственном факторе сепсиса и на протяжении 150 лет не изучали других причин, по которым он может возникать», – считает старший автор Джеффри Платт.

По его словам, именно поэтому показатель смертности при сепсисе остается столь высоким, несмотря на все усилия медиков блокировать действие токсинов.

Платт утверждает, что развитие сепсиса начинается со сбоя в обычной работе организма, при котором специфические рецепторы на поверхности клеток (так называемые Toll-like receptor-4) перестают осуществлять барьерную функцию и свободно пропускают токсины. Причем вышибать рецепторы из естественного для них состояния и запускать механизм сепсиса могут не только эндотоксины, поступающие «извне», из очага инфекции, но и определенные молекулы веществ, постоянно присутствующих в организме здорового человека. А разовое повреждение рецептора при воздействии дополнительных факторов вполне может впоследствии привести к лавинообразному развитию событий. И закончится все дело сепсисом.

Медики из клиники Мейо обнаружили феномен высвобожденного естественным путем рецептора еще несколько лет назад, но сразу столкнулись с очевидным противоречием: почему же тогда не все человечество поголовно страдает сепсисом?

«Наши тела не запрограммированы природой на сепсис, – пояснил в четверг доктор Грегори Брунн. – Работа человеческого организма сбалансирована тем, что рецепторы ограничены в их деятельности». Но в один прекрасный день «система сдерживания и противовесов» оказывается нарушена – когда человек заболевает раком, получает травму или, например, начинает принимать наркотики. И тогда сепсис становится фактически неизбежным.

В любом случае сотрудники Мейо считают, что им удалось объяснить, почему борьба с болезнетворными бактериями, которую обычно ведут врачи в случае сепсиса, так часто не имеет никакого терапевтического эффекта. Исследования в Мейо продолжаются: врачи хотят на основе сделанного ими открытия в конечном итоге разработать новые лекарства, одинаково эффективные при любом сепсисе.


Синий свет больших денег

В пятницу в Хельсинки вручают The Millennium Technology Prize. Эта награда учреждена в 2002 году, но вручается всего во второй раз.

Миллион евро получит японец Сюдзи Накамура (Shuji Nakamura) – за оптические технологии, изменившие нашу жизнь к лучшему.

Профессор Накамура с начала 1990-х годов работает над полупроводниковыми гетероструктурами.

Ему принадлежит изобретение ярких синих, зеленых и белых светодиодов (фонарики, огоньки на мобильниках и так далее) и синего лазера.

Последнее изобретение особенно важно для любителей кино и музыки, а также для всей отрасли хранения информации. Дело в том, что, используя изобретенный Накамурой синий инжекционный лазер на основе кристаллов нитрида галлия, можно увеличить плотность записи информации на компакт-диски почти в пять раз.

То есть на обыкновенный DVD можно будет записать 16–20 Гб информации.

За свои достижения калифорнийский профессор получит миллион евро. Впрочем, Накамура и так не беден, поскольку искусен не только в науке, но и в юриспруденции: в 2005 году он отсудил у бывшего работодателя $7 млн в качестве бонуса за свои изобретения, так как корпорация «Ничия» (Nichia) выплатила ему за них всего $180.

Впрочем, такие же работы ведутся и у нас, в России. Лаборатория Жореса Алферова также работает над полупроводниковыми лазерами и гетероструктурными светодиодами.

По мнению нашего нобелевского лауреата, совпадающему с прогнозами мировых специалистов, к 2030 году половина освещения улиц и помещений в мире будет осуществляться посредством ярких светодиодов, что даст экономию электроэнергии минимум на 10%. Но между Нобелевской премией и Millennium Technology Prize есть огромная разница. Если до Нобелевки, как грустно шутят ученые, еще нужно дожить после открытия, то Millennium Technology Prize достается за открытия, уже принесшие реальную пользу здесь и сейчас. Поэтому приз и достается Накамуре, а о получении аналогичной премии ученым из России остается только мечтать.