Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Великобританию объедают китайцы

Завезенный в Великобританию экзотический китайский краб-каннибал Eriocheir sinensis захватывает главные водяные артерии страны, сообщает «Би-би-си» со ссылкой на ведущих английских экологов. Особенность краба – пожирать себе подобных. Поэтому он в состоянии совершенно дестабилизировать жизнь в прибрежных областях моря

Всего на территории Великобритании проживают 53 инородных вида флоры и фауны. Самыми опасными считаются наряду с мохноногим крабом моллюски-блюдечки и японская водоросль Sargassum muticum.

В начале ХХ века китайский мохноногий краб случайно попал в Великобританию в балласте кораблей. За последние 10 лет его популяция резко увеличилась, и краб резко расширил среду своего обитания в чужих краях. Чаще всего его присутствие отмечали в северном течении реки Тайн. Встречается он и в Темзе, в Хамбере – эстуарии рек Трент и Уз на востоке Великобритания, а также на части побережья Северного моря и в районе туннеля под Ла-Маншем.

Свое название желто-коричневый краб получил за многочисленные волоски на лапках. Размер панциря в среднем 7 см, размах ног – до 20 см. У себя на родине – в водах Дальнего Востока – крабы вырастают до значительно больших размеров.

В Англии китайский краб одинаково комфортно чувствует себя и в море, и в пресной воде и охотится на охраняемые коренные британские виды – белоногого речного рака и икру лосося.

Кроме того, китайские крабы разрушают речные берега, прорывая их своими ходами и скважинами 50-сантиметровой длины. Помимо изменения русла, действия краба угрожают дренажной системе и системе защиты от наводнений.

Исследователи из университета Ньюкасла сравнили масштабы вторжения китайского краба с нашествием серых белок, которые в свое время поставили местный вид красных белок на грань уничтожения. Доктор Мэтт Бентли, участвовавший в исследовании, считает, что модель распространения краба по Великобритании с 1970-х полностью совпадает с его вторжением в материковую Европу и Прибалтийскую область, которые приняли на себя главный удар. По его мнению, в ситуации экспансии чужеродных видов важно вовремя выявить опасность и начать с ней бороться самым решительным образом, иначе впоследствии защитить эндемичные – коренные – виды уже не удастся. В опубликованном в журнале Biological Invasions заключении эксперты рекомендуют создать общенациональную систему контроля численности крабов и заманивания их в ловушки.

Ученые честно признались, что не знают, как с ним справиться.

Китайский краб встречается и на территории России, прежде всего в водах Волги, как именно он сюда проник – доподлинно неизвестно. Сведения о встрече с ним в разное время поступали из Волгограда, Саратовской области (зарегистрирована как минимум сотня случаев), Ульяновской области и даже Тольятти. Российские ученые так же, как и британские, опасаются, что хищник повлияет на экоравновесие заселенных им водохранилищ (особенно Куйбышевского). И напоминают, что он любит подрывать дамбы и переносит рачью чуму.

Впрочем, у россиян китайский гость никаких опасений не вызывает. Скорее он воспринимается как деликатесное блюдо. Возможно, что таким способом удастся урегулировать его численность, надеются экологи.


Забыть всё

Ученым впервые удалось стереть долговременную память у крыс, запрограммировав управляющий ею молекулярный механизм. Кроме того, они непосредственно пронаблюдали, как меняется мозг в процессе обучения.

Американское исследование потенциально может быть полезным и для людей. Полученные данные, возможно, станут ключевыми для увеличения памяти при таких заболеваниях, как болезнь Альцгеймера или амнезия. По мнению исследователей, открытие также способно избавить от хронической, невропатической и фантомной боли и проявлений дистонии.

Молекулярный механизм мозга, поддерживающий память, обнаружили специалисты мединского центра Нью-Йоркского государственного университета, исследуя гиппокамп - главную мозговую структуру для памяти. Блокировав молекулу памяти, они научились стирать воспоминания суточной и даже месячной давности, как мы стираем компьютерный диск. Причем, как и в случае с дискетой, ничто не препятствуют повторному запоминанию информации.

Молекулой памяти авторы исследования называют фермент протеинкиназа М-зета (protein kinase M zeta). Постоянно укрепляя силу синаптических контактов между нейронами, фермент и обеспечивает долговременную память. Примерно аналогично тому, как жесткий диск компьютера хранит информацию в двоичном виде, как нули и единички.

Постоянное усиление синаптических связей между нервными клетками гиппокампа ученые выявили еще три десятка лет назад и тогда же предположили, что оно играет ключевую роль в формировании памяти и процессе накопления знаний. Однако никаких доказательств гипотезы до сих пор не имелось. Так, одной из основных проблем являлось то, что такие изменения в гиппокампе в процессе обучения немногочисленны и удалены друг от друга.

Опыты на крысах показали, что ингибирование (угнетение активности) фермента и, соответственно, нарушение синаптического усиления и позволяет стирать у грызунов воспоминания. В ходе экспериментов ученые во главе с неврологом и молекулярном биологом Тоддом Сэктором (Sacktor) натренировали крыс избегать удара в определенном месте вращающейся платформы. После инъекции препарата ZIP в гиппокамп в течение месяца, последовавшего за успешным приобретением навыка, крысы переставали держаться подальше от зоны удара - забывали, что ее надо избегать. На кратковременные воспоминания инъекции не оказывали никакого влияния.

<4>Группа исследователей под руководством Марка Бира (Bear) из института памяти и обучения Пиковера при Массачусетском технологическом институте, в свою очередь, проводили опыты на крысах, приученных уклоняться от удара в затемненной области контейнера. С помощью множества электродов, одновременно закрепленных на разных участках гиппокампа, экспериментаторы смогли расслышать трудно уловимое усиление синаптических контактов.

Обе команды опубликовали результаты своей работы в журнале Science.